|
Сегодня Приморский кластер – это огромная стройка. Сотни машин и спецтехники, тысячи рабочих. Всю территорию невозможно охватить взглядом. Журналисты шесть основных объектов на автобусах объезжали 4 часа. При том, что на два из них даже зайти не удалось. Строительная площадка – одновременно гигантский режимный объект: всюду КПП, проверки, как на всей территории, так и на каждом объекте. Очень немногие могли увидеть стадионы вблизи и, тем более, побывать внутри.
Уже можно уверенно сказать: Приморский кластер становится реальностью. Четыре объекта практически завершены и находятся на стадии приёмки и доработок. Кое-где укладывают газон. Но пока это маленькие островки, а вокруг них сплошная стройка: щебень, груды блоков и пыльные дороги, заполненные грузовиками.
Приморский кластер состоит из множества зданий, но основа его – шесть олимпийских стадионов, арен, расположенных по кругу. Ледовые дворцы «Большой» и «Шайба» предназначены для хоккея, «Айсберг» – для фигурного катания и шорт-трека, «Адлер-Арена» – для конькобежного спорта, «Ледяной куб» – для кёрлинга, а олимпийский стадион «Фишт» – для церемоний открытия и закрытия Игр. Остальные виды спорта будут проводиться в горах Красной Поляны.
«Большой» рассчитан на 12 тысяч зрителей. Чтобы представить его масштабы, нужно лишь добавить, что на нулевом служебном уровне ледового дворца находится полноценная автомобильная кольцевая дорога для передвижения спортсменов, «олимпийской семьи», организаторов. По комплектации его уже сейчас считают лучшим хоккейным стадионом в России. Например, видео-куб над ареной сделан два года назад, но организаторы уверены, что даже в 2014 году ему не будет аналогов. Угол обзора экрана почти 170°. Высота бортов ниже, чем на стадионах Континентальной хоккейной лиги – 110 см, кроме того, они специальные – энергопоглощающие: систему разработали именно для Олимпиады. Сейчас на объекте работают около 1 300 человек, максимально было до полутора тысяч.
Стоимость «Большого» – 9,6 миллиарда рублей. 30 % общей стоимости – инженерные системы. Журналисты задавали вопрос о цене на каждом объекте, но больше нигде на него не отвечали. Странно, ведь приблизительные данные имеются даже на Википедии.
Второй дворец – «Шайба» – поменьше, на 7 000 зрителей. Играть здесь на Олимпиаде будут в основном в женский хоккей. Название дворца чётко отражает его внешний вид. Только «шайба» серо-голубая и расцветка нанесена так, что кажется, будто она вращается. На обеих стройках уже ведутся завершающие работы.
Практически завершено строительство «Айсберга», пожалуй, самого красивого объекта Приморского кластера. Его особенность заключается в том, что на одной площадке будут проходить два вида соревнований – фигурное катание и шорт-трек. Для последнего необходимы мягкие борта. Поэтому специально для Олимпиады изготовлена система мягких матов, которые будут убирать во время выступлений фигуристов и снова устанавливать перед шорт-треком, иногда по несколько раз в день.
Конькобежный стадион «Адлер-Арена» на 8 000 зрителей выглядел самым готовым. Три беговые дорожки на 400 метров начнут замораживать уже через несколько дней. На «Адлер-Арене» используют самые последние технологии по заготовке льда и контроля за микроклиматом – влажностью и содержанием углекислого газа (эти параметры, в первую очередь, влияют на состояние льда).
Строители успевают не везде. «Ледяной куб» для кёрлинга должны сдать в декабре, но сегодня работы идут с отставанием от графика. Чтобы нагнать его, на объекте работа идёт круглосуточно. Формированный темп замечен всюду: когда около 21 часа журналисты покидали будущий Приморский кластер, ведущие к нему дороги были просто заполнены десятками грузовиков. Тёмное время суток не остановило работы. Стройка видна всюду. На всём протяжении от Адлера до Красной Поляны – а это около 50 километров – строятся две современные дороги: железнодорожная и автомобильная. В условиях гор приходится строить для них длинные мосты, туннели. И вся дорога строится одновременно. Количество рабочих и техники поражает воображение.
Обилие крупных спортивных объектов дорого не только строить, но и содержать. О судьбе стадионов после Игр задумывались во многих олимпийских городах. В Афинах вообще пришлось разбирать ряд сооружений, в Лондоне их делали изначально разборными, чтобы потом увозить в другие города и давать тем самым толчок для развития спорта в регионах. Властям Сочи пришлось особо над этим задуматься, поскольку в субтропическом городе не очень сильно развит местный зимний спорт. Но Сочи – город курортный, и для этого спортивные сооружения тоже могут пригодиться.
Ожидается, что многоэтажный медиа-центр превратится в торговый центр. Конькобежная арена станет выставочным центром. В «Фиште», конечно, можно будет проводить кассовые концерты звёзд эстрады: летом в Сочи хватит и звёзд, и зрителей из числа туристов. Кстати, «Фишт», несмотря на то, что Олимпиада зимняя, изначально строят как футбольный стадион. Именно это позволит Сочи стать одним из городов, который примет чемпионат мира по футболу в 2018 году. А это – ещё туристы и ещё доходы. Кёрлинговый «Ледяной куб» сначала планировали сделать разборным и увезти, но теперь хотят оставить и переоборудовать под обычный хоккейный стадион, а оборудование для кёрлинга увезти в Москву.
Кроме того, олимпийские объекты станут отличной базой для развития спорта во всём регионе. С таким стадионом, как «Фишт», местный футбольный клуб «Жемчужина» гораздо легче вернётся в профессиональный спорт. Только в городах, где есть крытые катки, появляются звёзды хоккея, фигурного катания, конькобежного спорта. Может быть, через пару четырёхлетий на зимнюю Олимпиаду поедут уже сочинские атлеты.
Источник новости: http://www.amur.info/news/2012/11/07/31.html