Специальный репортаж: кому нужны амурские города-призраки и разрушенные гарнизоны

увеличить
 
«  1/20  »
На дороге, соединяющей Мазановский и Селемджинский районы, в 25 километрах от Серышева находится бывший посёлок Орловка. Второе название – Серышево-4. Когда-то здесь базировался 404-й авиационный истребительный полк. Тогда посёлок считался гордостью района. Сейчас Орловка тоже притягивает внимание водителей. Правда, далеко не своей красотой и статью.

Город-призрак – по-другому военный гарнизон Орловка сегодня не назовёшь. Последние жители уехали отсюда ровно 8 лет назад. А городок оставили умирать.

В этом городе есть всё: дома, улицы, деревья и пешеходные тротуары. Но нет главного – жителей. Город совершенно пуст. Здесь нет ни одной живой души. Здесь никогда не было бомбёжки, стихийного бедствия или других катаклизмов. Люди ушли отсюда, потому что город стал им больше не нужен. Он исчерпал свои возможности, он отслужил свой армейский срок и стал мирным городом, который вычеркнули из всех документов. Чтобы полностью стереть с лица земли этот городок, требуется не меньше средств, чем на его строительство. Эти затраты в бюджете местных сельсоветов и районной администрации не предусмотрены. Природа, у которой когда-то отобрали территорию под строительство, постепенно возвращается в свои владения. А судьбу города-призрака, который официально не существует, но продолжает жить, теперь решает время.

«Военный гарнизон был образован в 1972 году. Был построен первый дом – пятый. А непосредственно сами военнослужащие, первые военнослужащие, сюда прибыли в 1973 году», – рассказал директор МБУК «Надежда» Украинского сельсовета, житель посёлка городского типа Орловка (Серышево-4) с 1996 по 1998 годы Павел Ярин.

Бывший сельский учитель Павел Ярин помнит, как процветала Орловка. В 90-е годы население городка насчитывало больше двух тысяч человек. Из них только пятая часть – гражданские. Остальные служили в авиационном истребительном полку. На аэродроме «Орловка» базировались истребители СУ-27 и МИГ-29. «Здесь была сеть магазинов и коммерческих, и военторг, две гостиницы. Дом офицеров, или офицерский клуб, как мы называли, с просторным спортивным залом. Большая библиотека была, и в начале 90-х здесь отделом образования была образована начальная школа. Детей было очень много, учились они в двух школах», – вспоминает Павел Ярин.

В 18-м доме жили в основном командиры. В элитной по тем временам пятиэтажке учителю дали двухкомнатную квартиру. Павел Ярин последний раз заходил сюда почти 20 лет назад.

«Здесь уже практически всё разрушено, ничего от подъезда не осталось, лестничные проёмы целые хотя бы остались. Теперь эта двухкомнатная квартира видите, в каком состоянии – окон нет, дверей нет», – сказал Павел Ярин.

Приказ о расформировании гарнизона пришёл в 2001 году. Часть личного состава и техники перебросили в Комсомольск-на-Амуре. Жить в Орловке остались гражданские. В 2006 году городок опустел.

«Его можно было сохранить, и люди бы здесь жили и работали, конечно. Не наша в этом вина, не тех людей, кто здесь жил. Просто после перестройки рушилось всё – и экономика, и вооружённые силы, и хозяйство наше народное. Видно в эту струю и попала наша Орловка», – поделился Павел Ярин.

С 2012 года в Амурской области началась массовая передача военного имущества в муниципальную собственность. Минобороны оставило в наследство около 100 военных городков на территории 14 городов и районов области. 63 объекта после обследования признаны пригодными для дальнейшего использования, около 40 оказались стёрты с лица земли. В настоящее время в распоряжение муниципалитетов передано имущество 45 военных гарнизонов. Это около 800 сооружений. Из них 174 жилых дома, 2 детских сада, около 50 объектов социально-культурного назначения, 124 земельных участка. Районам предстоит оформить на свой баланс ещё около 500 объектов. Самые крупные из них находятся в Свободном, Райчихинске, Возжаевке, Серышеве.

«Мы просили министерство обороны, чтобы это было всё с финансированием, просили сделать, но ничего не сделано. Просто передали нам всё! Объектов очень много, мы приняли 39 объектов», – рассказала глава Черемховского сельсовета Ивановского района Валентина Истягина.

Военный городок в Черемхове – это почти 400 гектаров земли и 50 объектов, среди которых сгоревший клуб, полуразрушенные казармы, заброшенные гаражи, баня. Часть объектов сельсовет принимать на баланс отказался. На их содержание и даже снос в бюджете нет денег.

«Это очень затратно. Это нужно нанять технику. Просто так, бесплатно, никто не приедет, чтобы вот это разобрать, и чтобы красиво было, а не просто оставить руины. Есть вариант разделить участки, выставить на конкурс, может, найдётся хозяин. Может, кто-то под гаражи возьмёт, может, какая-то организация с автомобилями будет связана. Сейчас будем писать письма, выставлять на конкурс», – отметила Валентина Истягина.

А пока под покровом ночи да и днём с территории городка вывозят всё ценное. «Вопросы, конечно, есть, потому что здания, которые были ещё пригодны, и там можно было сделать ремонт, можно было там разместить что-то – всё было разобрано. Я лично ходила, смотрела – работают мужчины, всё разбирается. Подвозится большая техника, всё вывозят. Я не против, пусть разбирают, но нужно чтобы все деньги поступали через кассу», – поделилась жительница села Черемхово Татьяна Осипова.

В сельсовете мародёрству особенно не препятствуют. У главы пока другие заботы. На баланс из бывшего военного городка взяли три жилых дома, котельную. Там заменили 2 дымососа, кровлю. Этой зимой отапливать почти 200 квартир придётся самим.

Бывший гарнизон «Орловка» передали Украинскому сельсовету. Акт приёма-передачи подписали. Но имущество в собственность оформлять не торопятся. Для поселений с годовым бюджетом в 10 миллионов рублей военное наследство – неподъёмный груз.

«Что там нужно сделать – произвести очистку, рекультивацию земли. Практически сейчас сельским поселениям это сделать невозможно. Даже это сотни тысяч – это брошенные объекты. Такие, что там нужно задействовать тяжёлую технику, крановые установки, сами муниципалитеты этого сделать не смогут», – отметил первый заместитель главы администрации Серышевского района Александр Рубан.

В областном минимущества говорят, что есть приказ президента и его нужно исполнять, не взирая на трудности и мнение тех, кому это имущество передают.

«Учитываются их предложения, но не всегда, так скажем, конечно. Учитываются. Потому что имеется всё-таки поручение передать в муниципальную собственность. Может быть, сейчас им не нужна эта территория, а в перспективе, может быть, ситуация изменится. Получая в муниципальную собственность, они распоряжаются по своему усмотрению. Они могут пополнить бюджет муниципальных образований или использовать для развития своих территорий, для строительства социально значимых объектов, для строительства жилья», – прокомментировала заместитель министра имущественных отношений Амурской области Людмила Гунько.

«Может быть, это правильно. Но это было бы правильно лет 5 назад, когда это было в хорошем состоянии, нужно было всё это красиво передать», – сказала глава Черемховского сельсовета Валентина Истягина.

Когда процесс передачи имущества минобороны завершится, власти не говорят. Сообщают, что работа идёт очень медленно, и ускорить этот процесс невозможно. Заброшенные городки тем временем продолжают разбирать. Из десятка жилых домов Орловки уцелела половина. Это панельные дома, для разбора которых нужна тяжёлая техника. Остальные – кирпичные – разобраны до основания. И шансов, что здесь когда-то возродится жизнь, пожалуй, уже нет.

«Забыть нельзя, вернуться невозможно. То есть практически, если что-то у нас разрушается, назад воссоздать это очень сложно», – сказал директор МБУК «Надежда» Украинского сельсовета, житель посёлка городского типа Орловка (Серышево-4) с 1996 по 1998 годы Павел Ярин.

 

Галерея: миниатюры / полностью
                                       
 

 

Эта статья в категориях:  областная власть, военные.

Поделиться:

 

 

Источник новости: http://www.amur.info/news/2014/09/25/16.html