«Врач недоступен?»: как решить проблемы амурской медицины

«Врач недоступен?»: как решить проблемы амурской медицины

Источник фото: правительство Амурской области

Один из наболевших вопросов – уровень здравоохранения в сёлах.

Периодически амурская медицина сообщает об уникальных операциях, которые проводят местные врачи. Последний случай: в Благовещенске прооперировали младенца (шесть суток от роду) с редкой патологией.

У мальчика наблюдалось расщепление позвоночника, а также менингоцеле – выбухание кисты, содержащей спинномозговую жидкость, – сообщили в областной клинической больнице. Была проведена «поэтажная» пластика: сшиты оболочки спинномозгового канала, мышцы, кожные покровы.

Лекарь с брошюрой

Успехи амурской медицины в освоении уникальных операций, безусловно, радуют, – комментирует Наталья Михайлова, депутат областного Заксобрания, отдающая приоритет в своей работе вопросам здравоохранения. – Год от года увеличивается и бюджетное финансирование на закупку современного оборудования, совершенствование высокотехнологической медпомощи. Но на областном центре не заканчивается медицина региона. И для повышения качества жизни амурчан нужно повышать и качество медобслуживания на местах. А что у нас в районах? Не то что дефицит узких специалистов – не хватает элементарно участковых врачей. Мало какое медучреждение выполняет план по диспансеризации населения, а это – профилактика и выявление заболеваний на ранних стадиях. Периодически – перебои с поставками лекарств для льготников. Так, в 2023 г. мне жаловались жители Тамбовского округа на невозможность получить тест-полоски для измерения уровня глюкозы в крови.

Кстати, о медпрепаратах: не у всех ФАПов даже есть право продавать населению лекарства, продолжает Наталья Юрьевна. И люди едут за медикаментами в город, тратя время и деньги. Некоторые пункты в связи с оттоком населения вообще закрыли, оставив лишь домовые хозяйства: человека (зачастую без медобразования) с сумкой-укладкой и брошюрами по оказанию первой помощи, да с телефоном для экстренной связи с врачом.

Так что, с одной стороны, прорывные операции, а с другой – поездки в деревнях к доктору на телеге, – подчёркивает Н. Михайлова. – И это при том, что всё больше врачей и медперсонала выбирают платную медицину, где меньше нагрузок и ответственности. Не выправим эти перекосы – так и будем терять население как в естественном, так и в миграционном смыслах.

Оценка доступа

Между тем ещё в 2019 г. специалисты Высшей школы экономики взялись за комплексную характеристику доступности и качества медпомощи в разных регионах РФ. Известно немало попыток и отечественных, и зарубежных исследователей построить на основе различных показателей рейтинги эффективности систем здравоохранения. ВЭШ в итоге вывела свою группу параметров: продолжительность жизни и смертность; кадровое обеспечение отрасли; оказание медпомощи при сердечно-сосудистых, онкологических заболеваниях; охрана здоровья матери и ребёнка; организация паллиативной помощи.

К сожалению, рейтинг регионов строился на данных лишь 2012-2017 годов. Тем не менее посмотрим картину по Приамурью:

  • продолжительность жизни и смертность – регион в районе 79-81 места по РФ – постоянный аутсайдер;

  • кадровое обеспечение отрасли – разброс 13-17 место;

  • оказание медпомощи при сердечно-сосудистых заболеваниях – 55-25 место – правильнее расположить от худшего к лучшему результату с годами;

  • оказание медпомощи при онкологии – 63-42 место: тенденция к ухудшению;

  • охрана здоровья матери и ребёнка – с 82 на 21 место – резкое улучшение, самое стремительное в РФ;

  • организация паллиативной помощи – с 10 по 48 место: неуклонное обрушение позиций, потом попытка их выровнять.

  • Общий амурский рейтинг за пятилетку плавал (весь неровно) в границах 31-68 места.

Между тем в конце 2022 г. в федеральный проект «Модернизации первичного звена здравоохранения РФ» внесли дополнительный показатель эффективности – оценка населения по результатам анонимных телефонных опросов. По данным амурского минздрава, в 2022 г. медпомощью довольны 34,8% опрошенных, в 2023-м – 39%. План на 2024 г. – 43%.

К слову, есть результаты подобного опроса и у амурской Общественной палаты: «В основном удовлетворён» – 30,9%, «в основном не удовлетворён» – 32,6%, «совсем не удовлетворён» – 30,2% – поровну.

Ограничения доступности медпомощи всё не меняются, – поделился мнением один из амурских медиков. – По-прежнему дефицит кадров – врачи не торопятся в госмедицину. Во-первых, норма на осмотр пациента 7-12 минут – это не о чём. Нужно хотя бы полчаса. Во-вторых, бумажная волокита не даёт врачу даже глаз на пациента поднять. Так пусть, допустим, медсестра занимается бумагами – за доплату. В-третьих, на медике постоянный груз всевозможных проверок. В итоге не лечишь, а трясёшься: к чему ещё придерутся? В-четвёртых, привитый статус медика как санитара, обслуги привёл к тому, что, например, участковым терапевтом, мне кажется, люди пойдут работать только под дулом. А итог дефицита кадров – очереди на приём на месяц-два. Естественно, развиваются медтехнологии – очень хорошо. Но на периферии всё те же пещерные условия. Долго ли так будет?

Между тем

До 2025 г. Приамурье получит 3,5 млрд рублей на, так сказать, доступность здравоохранения в районах: оборудование, спецавтомобили, строительство ФАПов. Так, вклад по транспорту 2024 г. – 46 авто для оперативного оказания медпомощи, осмотра пациентов на дому, доставку лекарств и анализов.

Между тем жители с. Чигири Благовещенского округа пожаловались в Народный фронт на убитую дорогу, проходящую через карьер. Всё так плохо, что спецслужбы, в том числе медики, отказываются туда ехать.

Автор: Иван Зубарев

Источник новости: 2×2.su