Источник фото: ru.freepik.com
Жители отдалённых сёл жалуются, что не могут купить лекарства.
В редакцию обратились читатели из Белогорска с вопросом: есть ли в области государственные аптеки? И должны ли они вообще быть?
– В малонаселённых районах коммерческие аптеки открывать не хотят – нерентабельно, – добавляют наши читатели. – А жителям приходится чёрт-те куда ездить за лекарствами. Может, хоть государство могло бы в таких невыгодных районах открывать аптеки? Да и цены там, возможно, были бы не такими кусачими?
Хоть ноль!
К слову, в РФ ещё в 2015 г., оказывается, анонсировали возможное открытие 18 тысяч госаптек. Но, по данным облминздрава, в Приамурье такие учреждения не открывались.
Естественно, при СССР вся аптечная сеть, в том числе в Приамурье, была государственной. Потом эта форма реформировалась либо в региональную, либо в муниципальную. В Амурской области сейчас ни того, ни другого.
Единственный вариант государственного формата на селе – это ФАПы и врачебные амбулатории, которые имеют лицензию на розничную торговлю лекарствами. Таких учреждений в области 323. То есть вас осмотрят, могут назначить лекарство и здесь же продать.
Кроме того, в Госдуме РФ в конце 2022 г. ставился вопрос о скорейшем открытии 180 госаптек в самих медучреждениях. В Приамурье, по данным облминздрава, уже есть семь аптек и один аптечный пункт, которые являются структурными подразделениями медорганизаций. Будет ли их больше – пока неизвестно.
В целом розничная торговля лекарствами регулируется федеральным законодательством – не важно, какой формы собственности фарморганизация. Чтобы торговать, нужна лицензия – разрешение. Соблюдаешь соответствующие требования – получай, не важно, частник ты или государство. Никаких приоритетов кому бы то ни было закон не предусматривает. Всего в Приамурье лицензии на продажу лекарств имеются у 107 фарморганизаций на 624 объекта.
Наличие в регионе госаптеки законодательство не предусматривает. Отменён, оказывается, и стандарт вообще количества аптек в регионе – хоть полный ноль!
Между тем российские эксперты, описывая возможности госаптек, считали, что именно в них можно не только дёшево купить лекарства, но и заказать редкие препараты. Также предполагалось, что госаптеки могут иметь лицензии на продажу психотропных, сильнодействующих обезболивающих препаратов для тяжелобольных, а также рецептурно-производственные отделы по изготовлению лекарств по рецептам.
По словам главы облминздрава Светланы Леонтьевой, цены на лекарства, в том числе жизненно необходимые, регулируются законом опять же для всех (правда, каждый изготовитель вправе устанавливать свою стоимость – рынок, однако). И закупать препараты, в том числе редкие, может любая фарморганизация – по предварительной заявке.
Что касается психотропных и наркотических лекарств, в Приамурье только одна фарморганизация отпускает препараты через свои 22 аптеки. Эта же организация имеет лицензию на изготовление лекарств по рецептам. Правда, это изготовление не массовое, а индивидуальное: скажем, ребёнку или пожилому нужна особая доза лекарства, которой в промышленном производстве нет. В целом, добавляют в облминздраве, с развитием фармацевтической промышленности такое индивидуальное изготовление практически не востребовано.
Лекарства для лечения редких болезней, а также наркотические и психотропные препараты амурчане получают в рамках различных госпрограмм бесплатно по рецептам.
Скитались по аптекам
Также можно увидеть массу аптек с вывеской «социальная». Некоторые принимали это за некую около государственную форму, где, возможно, цены пониже и льгот побольше. В облминздраве отметили, что в законодательстве такого вида организации, как социальная аптека, вообще нет. Открытые источники сообщают, что это крупная федеральная сеть точек продажи «с обширной программой скидок и льгот для ветеранов, инвалидов и справедливыми ценами – на 15-20% ниже средних по рынку». Но в целом то же предпринимательство.
Кстати, чтобы открыть коммерческую аптеку в каком-то районе области (в том числе труднодоступном), не столь важна даже численность населения и соответственно, его платёжеспособность, – подчёркивает гендиректор аптечной сети «Амурфармация» Михаил Медведев. – Пожалуй, в первую очередь важно наличие специалиста с фармацевтическим образованием, который будет работать в этой аптеке. А с кадрами как раз большая проблема. То есть точки продажи есть даже в маленьких сёлах, но сотрудник выходит на пенсию – и аптеку приходится закрывать, потому что на смену специалисту прийти некому. Есть исключения, но единичные. Очень хорошо, что торговля осуществляется также в ФАПах и амбулаториях, но и здесь проблема – дефицит фельдшеров.
Можно было бы, по идее, жителей хотя бы крохотных сёл переселить либо в деревни побольше, либо в райцентр, чтобы сэкономить на снабжении и обеспечении. Есть, например, посёлок Мариинск в Селемджинском районе – один дом! Но, заявляют официальные лица, даже у такого места статус населённого пункта сохраняется, а значит, должны быть почта, медик, завоз продуктов (правда, отмечают амурчане, есть достаточно людные деревни, а там ни почты, ни медика, ни чего-то ещё). Конечно, людей можно понять: они всю жизнь здесь прожили. В том же Мариинске человеку дом предлагали в большом селе, а он: «Не поеду – здесь красиво!» А заставить его нельзя по закону.
Что касается существовавшей госаптечной сети, то раньше лекарства, например, по льготным рецептам (что сейчас очень потребителей беспокоит) выдавали сами аптеки, а государство лишь регулировало цены (ныне государство закупает препараты и выдаёт через точки продажи), – продолжает Михаил Юрьевич. – И люди помнят, что приходили и аптека сразу им выдавала. Но как только госфинансирование заканчивалось, никаких лекарств уже не выдавалось. Людей даже на очередь не ставили с отсроченными рецептами, как сейчас, и уж тем более не предлагали какие-то идентичные препараты. Жителям приходилось просто ходить по аптекам и искать, где что осталось – до следующего госфинансирования. На сегодня система учёта и контроля лекарств организована, на мой взгляд, хорошо.
Справка
Первая в Приамурье аптека появилась в 1856 г. и принадлежала Амурскому казачьему войску. Она обеспечивала лекарствами весь регион: и гражданских, и военных лиц. Первая именно гражданская аптека появилась лишь через 10 лет. Позже, кстати, была введена строгая норма по количеству аптек: одна на 10 тысяч населения.
В начале 1920-х гг. все частные аптеки, в том числе в Амурской области, были национализированы. Во времена позднего СССР работало амурское областное аптечное управление. А в 1990-х госпредприятие стало акционерным – вместе со складом и аптеками, то есть фактически правопреемником госсистемы.
Между тем
В сентябре 2022 г. вступило в силу новое положение о лицензировании фармдеятельности, разрешающее ИП открывать не более одной аптечной точки. Предприниматели подчёркивали: есть опасность, что это полностью уничтожит аптеки в маленьких городах и сёлах, не интересных крупным федеральным сетям, и лишит население доступа к жизненно необходимым лекарствам. В области, кстати, по данным облминздрава, на сегодня ИП с одной аптекой в составе – 12.
В декабре 2022 г. на федеральном уровне дали официальные пояснения по этому вопросу.
Нововведения не касаются фармпредпринимателей, которые до выхода этого соответствующего постановления правительства РФ получили лицензии на несколько адресов. Более того, эти ИП могут продолжать открывать новые объекты, – пояснила начальник управления лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Ирина Крупнова. – При этом в делах о правомочности таких действий ИП арбитражные суды занимают неоднозначную позицию. Нужно и к этому быть готовым.
Ещё одна проблема обозначилась в конце лета 2022 г.: амурские аптеки в отдалённых районах региона с небольшой плотностью населения могут закрыться из-за налоговой нагрузки, которая многократно возросла в связи с прекращением с 2021 г. применения единого налога на вменённый доход (ЕНВД) и переходом на упрощённую систему налогообложения. Об этом рассказали предприниматели из Селемджинского района.
Ни общая, ни упрощённая системы налогообложения не позволяют отличать ставку налога либо применять корректирующие коэффициенты в зависимости от муниципалитета. Патентная система налогообложения, предполагающая использование такой корректировки, не применима к розничной продаже лекарств как товаров, подлежащих маркировке. В общем, без господдержки бизнес может закрыться, а люди останутся без лекарств.
С просьбой поддержать аптечный бизнес окраин к губернатору обратился общественный бизнес-омбудсмен Амурской области Борис Белобородов:
Мы выдвигали кое-какие предложения, но их пока не приняли. И предприниматели до сих пор ожидают конкретного решения. При этом бизнес не может заниматься благотворительностью – конечно, нерентабельная аптека закроется, а жители останутся без лекарств. Остаётся надеяться на благоразумие региональных властей.
Ещё больше интересного на портале 2×2.su
Автор: Юлия Янушевская
Источник новости: 2×2.su