«Фефекты» речи: почему дети в Приамурье говорят всё хуже?

«Фефекты» речи: почему дети в Приамурье говорят всё хуже?

Источник фото: DepositPhotos В Благовещенске с каждым годом растет число детей, которые страдают нарушениями речи. Об этом говорят логопеды и дефектологи. Специалисты советуют вовремя обращаться за помощью и не тянуть с походом к врачу.

Действительно, количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается, – рассказывает логопед Благовещенского комплексного центра социального обслуживания населения «Доброта» Татьяна Ткаченко. – Многие родители понимают, к чему это может привести, и обращаются за помощью к логопеду. Если ребенок, поступая в школу, не овладевает навыками правильного проговаривания слов – звукопроизношения, то в дальнейшем его обучение складывается не совсем гладко. У него будут ошибки на письме (дисграфия) и при чтении (дислексия).

Как родителям понять, что надо срочно обращаться к специалистам? Врачи советуют мамам и папам следить за речевым развитием ребенка с первого года его жизни. Как раз к этому времени малыш должен произносить свои первые слова. В 2-3 годика ребенок уже может составлять простые фразы, а в 3-4 года он пытается внятно говорить, чтобы его понимали не только близкие. Если всего этого не происходит на разных этапах развития, стоит обратиться к логопеду.

Важно, чтобы родители вовремя заметили, что их ребенок  не может сформулировать предложение, и обратились к логопеду, чтобы исправить все речевые нарушения, – советует Татьяна Ткаченко. – Главное – делать это вовремя и не затягивать, иначе у ребенка в школе могут начаться проблемы с успеваемостью.

В чем причины?

Так в чем же причины нарушения речи у детей? Специалисты их подразделяют на две большие категории. Органические причины вызывают расстройства в центральном или периферическом речевом аппарате. Обычно это внутриутробные патологии. На развитие речи ребенка могут влиять плохие зависимости родителей, особенно мамы: курение, алкоголизм, наркомания, а также профессиональные вредности. К этим же, органическим причинам относят наследственность, генетические аномалии, заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

К другой категории относятся функциональные причины. Например, плохие социально-бытовые условия жизни ребенка, психические травмы, соматическую ослабленность. Также не стоит забывать о подражании. Дети – это наши «копирки», которые воспроизводят речь взрослых. Поэтому, прежде чем выяснять, кто виноват в нарушениях речи ребенка, подумайте: а что ваш сын или дочка слышит в кругу семьи?  

Что делать родителям

Первое, что надо сделать, – это обратиться к своему участковому педиатру. Как правило, нарушения речи у ребенка выявляются во время плановых медосмотров перед поступлением в детский сад. Если врач пропустит это, то воспитатели в детском саду не смогут не заметить. Если у ребенка есть проблемы с речью, воспитатель посоветует пройти психолого-педагогическую комиссию. Вероятно, если после этой комиссии вашему малышу будет показана логопедическая помощь, вас направят в специализированный детский сад. В Благовещенске работают два таких сада – № 35 и 59.

Но всем мест не хватает. Поэтому многие родители думают о том, где бы найти хорошего логопеда. К счастью, выбор в Благовещенске есть.

Бесплатно логопедическую помощь получают дети, которые стоят на учете в социальных органах и дети-инвалиды. Занятия для них проводятся в Благовещенском комплексном центре социального обслуживания «Доброта». Все остальные могут посещать логопеда за определенную плату. В Благовещенске логопедические услуги оказывают почти 30 частных детских садов и центров. Цена одного занятия от трехсот рублей до семисот и выше. Стоимость услуги зависит от сложности нарушения речи у ребенка и, конечно, от финансовой политики учреждения.

Как проходят занятия

Чтобы выяснить круг речевых нарушений, логопеду нужно в первую очередь встретиться и провести консультацию с родителями и малышом. После чего логопед формирует график индивидуальных занятий с ребенком. Их количество зависит от глубины проблем. Каждое занятие обычно занимает 30 – 40 минут. Желательно, чтобы они проходили как минимум два раза в неделю. В идеале лучше проводить встречи через день, чтобы ребенок не успел забыть то, чему его научил логопед на предыдущем занятии. Самый короткий курс может составлять 8 «часов».

Самыми сложными звуками, по словам специалистов, являются свистящие, шипящие и сонорные звуки «р» и «л». Также сложны для произношения йотированные звуки и звуки «г», «к», «х».

Чтобы помочь ребенку освоить правильную речь, логопед в своей работе использует не только комплексы упражнений, но и оборудование. Наглядно-методический материал, карточки с картинками помогают развивать речевые способности ребенка. Например, выражать свои мысли, правильно задавать вопросы и так далее.

В арсенале логопеда есть и специальные зонды (постановочные и массажные). Они помогают показать ребенку, как все-таки надо правильно ставить язычок во время произнесения той или иной буквы.

Для постановки правильного дыхания логопеды используют специальные вертушки – «ветерки», дудочки, свистки. Помимо развития речевого аппарата, специалисты развивают мелкую моторику, цветовосприятие ребенка. Это делается с помощью игровых наборов, камешков, шариков и других игрушек.

Весь логопедический инструментарий  позволяет работать над формированием всех компонентов речевой системы, закреплять полученные знания, а затем применять их в повседневной жизни.

Игры для развития речи

Угадай, что это

В эту игру для развития мышления, логики, речи можно играть с ребенком, даже если вы заняты домашними делами. Охарактеризуйте тремя прилагательными предмет в комнате (форма, материал, назначение или цвет), предложите отгадать и нарисовать его. Во время отгадывания и рисования не молчите, а поддерживайте ребенка.

Цветной снеговик

Попросите ребенка скатать из пластилина три шарика разного цвета. Причем один большой, второй – средний, третий поменьше. Пока он будет лепить шарики, вы достаньте шпажки и в финале, когда все будет готово, закрепите шарики на них. Детям это очень нравится. Затем дайте задание сделать снеговика из пластилина других цветов.

Все замечаю

В эту игру можно играть на улице. Например, проехала мимо вас машина, вы спросите ребенка: что только что проехало? Какого цвета? Кто был за рулем? И так далее. Конечно, ребенок вспомнит не все. Предложите ему самому запомнить все приметы следующей машины и задать вопросы вам. Чтобы игра была интереснее, иногда отвечайте неправильно.

 

Автор: Информационная служба портала 2×2.su

Источник новости: 2×2.su