увеличить |
«К сожалению, до сих пор сильна в представлении о развитии Дальнего Востока инерция советской экономической географии: найти способы перераспределить часть экономической активности из западной части Росси и тем самым активизировать Дальний Восток, – заявил на заседании министр. – Для того чтобы определиться с концепцией развития региона, надо сначала выяснить: где рынок?»
В этом вопросе у Дальнего Востока имеются три возможные альтернативы: рынок самого ДФО – 90 миллиардов долларов, рынок европейской части России – 1,5 триллиона долларов и рынок АТР – 50 триллионов долларов.
«Первый рынок очень мал. Многие успешные модели развития регионов России неприменимы здесь именно из-за этого. Опережающего развития Дальнему Востоку они не обеспечат, – добавил Александр Сергеевич. – Транспортные издержки и прочие реалии, которые вы лучше меня знаете, делают экономически нецелесообразным создание инвестиционных проектов, нацеленных на европейский рынок России. Инвестор придёт в те регионы, которые и так находятся в европейской части».
А вот третью альтернативу министр считает базовой. «Не стоит думать, что рынок Азиатско-Тихоокеанского региона нацелен, прежде всего, на экспорт, – заявил Александр Галушка. – Объём импорта АТР составляет 6,8 триллиона долларов, из них объём несырьевого импорта – 4,8 триллиона. И если предприятия, локализованные на ДВ, смогут завоевать только 2 % от объёма несырьевого импорта стран АТР, то ВРП Дальнего Востока удвоится. Если это сделать за 10 лет, то экономика региона будет расти ежегодно с темпом 6,7 %».
Чтобы этого добиться, по словам министра развития Дальнего Востока, самое главное – выиграть конкуренцию условий для инвестирования и ведения бизнеса именно на Дальнем Востоке. «Они должны быть не абстрактно благоприятны, – пояснил Галушка, – а конкурентоспособны со странами АТР, которые уже давно между собой соревнуются за привлечение инвестиций».
Здесь Александр Галушка выделил важность решения проблемы коррупции. Он привёл данные общественной организации «Опора России»: Приморский край по уровню развития коррупции находится на 33 месте из 39-ти, а Хабаровский – на 35-м. Амурская область в этот список вообще не вошла.
Опыт развития стран АТР показывает, что для экономики очень эффективны специальные особые экономические зоны. Сотрудники министерства изучили деятельность особых экономических зон Китая, Южной Кореи, Сингапура, Канады, Японии по ряду экономических показателей, условий деятельности, исходя из которых инвесторы и решают: вкладывать им деньги или нет. Александр Галушка заявил: для того, чтобы стать конкурентным, Дальний Восток должен по всем показателям не уступать ни одному из вышеперечисленных государств. Если подоходный налог самый низкий в Сингапуре – 10 %, то в зонах Дальнего Востока он должен быть не хуже. Затраты на электроэнергию самые дешёвые в Южной Корее: киловатт/час стоит примерно 1,5 рубля. Значит, на Дальнем Востоке должны быть условия не хуже.
«Опыт показывает, что при затратах 12,4 миллиона рублей на один гектар экономической зоны за шесть первых лет получают 6 миллионов рублей налогов, – подытожил Александр Галушка. – Очевидна экономическая эффективность подобных институтов».
Поделиться:
Источник новости: http://www.amur.info/news/2013/10/16/17.html