Игорь Горевой: «Если на митинг выйдут сторонники алкогольных запретов, то их будет раз в десять больше»

Министр внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области Игорь Горевой рассказал о том, почему областные власти решили запретить продавать разливное пиво в жилых домах. На Амур.инфо интервью с министром.

– На нашем сайте сейчас идёт опрос «Как вы относитесь к запрету на продажу разливного пива в многоквартирных домах?» Около половины участников голосования отрицательно относятся к запрету продавать разливное пиво в жилых домах. То есть многие участники опроса считают, что это довольно спорное решение.

– Я следил за опросом и видел соотношение мнений в первые два дня голосования. Оно оставалось неизменным в течение всего этого времени – сторонников продажи разливного пива в многоэтажках было 10–11 процентов. Потом вдруг за полдня процент поднялся до 40. По моему мнению, это свидетельствует о начавшемся организованном голосовании. Думаю, это не мнение абсолютного большинства населения. Мнение правительства Амурской области неизменно: если в ближайшее время не начать всеми законными способами бороться с алкоголизмом мы все проиграем ему свою страну, область, город.

– Это эмоции. Какими цифрами вы это можете доказать?

– Это не эмоции. В 1990 году статистика даёт нам ежегодное областное потребление алкоголя на человека – 4,8 литра, в 2010 – уже 9,3 литра. За два последних года число объектов по продаже разливного пива выросло с 15 до 250. При этом за 2011 год количество коллективных жалоб от жильцов многоэтажек выросло почти в 10 раз. Это цифры. А эмоции вы можете получить ближе к вечеру, медленно проезжая по городу и глядя по сторонам. Ватаги молодёжи с «полторашками», многочисленные любители питья пластиковыми стаканами – компаниями и одиночки. Я думаю, что мы должны эту ситуацию менять.

– Какие полномочия есть у областного правительства, что вы уже сделали и планируете сделать?

– Сразу скажу, что федеральный закон даёт региональным властям самые широкие права. Вплоть до полного запрета продажи алкоголя на территории региона, то есть, введения сухого закона.

– И есть в России хоть одна такая территория?

– Нет. Но в 20 субъектах – в том числе в Амурской области, – введены свои региональные ограничения. Так, в ноябре мы сделали первый шаг – запретили продажу алкоголя в магазинах, расположенных в жилых домах с 21 часа до 9 часов утра (раньше было с 23 часов до 8 часов утра). Теперь делаем второй шаг. 23 апреля губернатор подписал постановление о запрете продажи разливного пива в жилых домах.

– Некоторые говорят, что это похоже на то, что правительство лоббирует чьи-то бизнес интересы.

– Это смешно, потому что логика наших действий слишком очевидна. Наша главная цель – снизить потребление алкоголя в Амурской области. Кроме того, то беспокойство, которое доставляет сегодня торговля пивом в жилых домах, вышло за разумные рамки.

– Но ведь люди пьют не только разливное пиво. Почему не запретить реализацию в жилых домах ещё и бутылочного?

– Дело в том, что около 80 процентов продаж этого напитка в жилых домах приходится именно на разливное пиво. Что же касается мер ограничения, то это системная политика и за вторым шагом мы будем готовить следующие предложения.

– Какие?

– Об этом рано говорить, потому что вначале мы должны обсудить их с представителями бизнес-сообщества, чьи интересы будут затронуты этими ограничениями. Если раньше многие века торговля алкоголем в России была государственной монополией, то последние 20 лет это частный бизнес. Об этом можно сожалеть, но с этим нужно считаться.

– Торгующие пивом предприниматели собираются выйти на митинг в защиту своих прав…

– Я слышал об этом. Думаю, что если выйдут на митинг сторонники алкогольных запретов, то их будет как минимум раз в десять больше. Митинги – это не самая лучшая идея. Во-первых, все эти предприниматели умные и в абсолютном большинстве морально адекватные люди. Они прекрасно понимают, что спивающееся население отчасти и на их совести, и что своим детям и родным они никогда не пожелают «подсесть на стакан». А во-вторых, все вопросы лучше обсуждать и решать в диалоге, а не на улице. Мы создали в министерстве рабочую группу с их участием и обсуждаем там совместно, как нам вместе решать главную задачу. Сегодня, кстати, было первое заседание рабочей группы.

– Каковы итоги?

– Я ещё раз изложил позицию правительства, что меры по ограничению торговли алкоголем это не разовая акция, а политика амурского правительства. Объяснил, что наша совместная задача – сделать так, чтобы эти шаги не давали никому из участников этого рынка конкурентные преимущества. Чтобы механизм был расписан пошагово, обнародован заранее, давал предпринимателям время для бизнес-манёвра. Чтобы минимизировать их потери. По этой повестке дня мы всегда готовы к диалогу, готовы обсуждать, ограничивать алкоголь или нет, мы не будем. Этот вопрос решён.

– Какие предложения поступили в ходе диалога от предпринимателей?

– Они частично уже звучали в прессе. Предприниматели собираются создать ассоциацию, куда войдут производители, дистрибьюторы, продавцы алкоголя. Уже через неё попробуют ввести меры саморегулирования.

– Это конструктивные предложения?

– Я не хочу навредить начавшемуся диалогу своими субъективными оценками. Я надеюсь, что мы совместно придём к общему решению и тогда озвучим его. В любом случае, эти решения должны привести нас к снижению алкоголизации области.

– Когда вступит в силу запрет на продажу разливного пива в жилых домах?

– С 1 июля 2012 года. В тот же день, когда федеральным законом пиво будет приравнено к алкоголю.

– Вы на самом деле полагаете, что с помощью этих мер можно остановить пьянство?

– Смотрите: в начале ХХ века в России потребление алкоголя составляло 3 литра на человека в год. К 1914 году оно подскочило до невиданных ранее 4,7 литра. А в 1940 году было 1,9 литра. В Амурской области цифры следующие: в 1985 году было почти как сегодня – 9,6 литра, но за пять лет антиалкогольной кампании произошло почти двукратное официальное снижение – до 4,8 литра. И даже с учётом употребления населением подпольного алкоголя потребление всё равно упало на 25–30 процентов. Так что недавняя история учит, что задача выполнима.

 

Источник новости: http://www.amur.info/news/2012/04/27/39.html