Обсуждая развитие Амурской области, губернатор Василий Орлов практически каждый раз упоминает Китай. Будь то вопросы новых инвестиций, товарообмена или сельского хозяйства – все ведет к отношениям с соседним государством, многие направления которых были заморожены из-за коронавируса. Особняком глава Приамурья ставит тему туристического обмена – к допандемийному его формату регион рассчитывает вернуться уже в мае. В интервью ТАСС Орлов рассказал, какие видит новые направления сотрудничества с КНР, зачем космодрому Восточный нужно больше пусков ракет и куда регион планирует сбывать рекордные урожаи сои.
and#171;Молодежь стремится на Восточныйand#187;
— Недавно был День космонавтики, который, как ни крути, для региона имеет большое значение – все-таки именно в Амурской области находится единственный гражданский космодром в России – Восточный. Нет идеи ввести для людей выходной в этот прекрасный день?
— Хочу напомнить – этот праздник мы отмечаем в день первого полета человека в космос. Для того чтобы Юрий Алексеевич Гагарин в космос полетел, миллионы жителей нашей страны прилагали огромные усилия и много работали. Если мы хотим продолжать славные традиции космонавтики, то тоже должны много работать. Поэтому введение выходного считаю нецелесообразным. При этом важно достойно отмечать этот по-настоящему амурский праздник. Не буду долго углубляться в историю, скажу, что будущее российской космонавтики напрямую связано с космодромом Восточный. Там сегодня завершается строительство второго стартового стола для ракеты «Ангара».
Идет в графике строительство, несмотря на все сложности, связанные с санкциями и ковидом в первую очередь. Потому что коронавирус, конечно, на все крупные стройки – а это очень крупная стройка с высокой компактностью, плотностью размещения сотрудников – дал определенный негативный эффект. Но вместе с тем подрядчики работают грамотно, и надеюсь, что в соответствии с установленными сроками все полетит. «Ангара» должна быть завезена в ближайшее время, уже в сентябре будет находиться на космодроме с последующим пуском. Пуск по плану должен состояться в конце этого года.
Важно отметить, что на космодроме работают порядка 120 местных выпускников нашего Амурского государственного университета. Из 1,7 тысячи человек 120 – это, собственно, местные ребята. Вуз активно взаимодействует с другими профильными университетами по теме космонавтики, несколько отдельных специальностей открыто. Видим серьезную востребованность, ежегодно выпускается порядка 30 студентов специально для космодрома.
Конечно, эффективность космодрома и развитие города Циолковского как прилегающей инфраструктуры, развитие всей образовательной инфраструктуры напрямую зависит от количества пусков. Потому что во многом из той социологии, которую мы собираем, молодежь, принимая решение поступать именно на эти направления, больше отталкивается от романтики. Соответственно, романтика выражена в этих пусках, и здесь очень важно, чтобы их количество нарастало. Надеюсь, что в перспективе на Восточный будет перенесена и пилотируемая космонавтика. По крайней мере, такие обсуждения идут. Тогда космодром получит дополнительный импульс.
— У Восточного есть и туристический потенциал. Насколько сейчас вообще оживился поток туристов и привлекает ли космодром гостей из Поднебесной?
— Давайте про Китай начнем. Амурская область – четвертый регион в России после Москвы, Питера и Владивостока, если говорить про допандемийную статистику, по количеству туристов из Китая. Очень рассчитываем, что в ближайшее время туристический поток восстановится. Китай ещё не до конца снял ковидные ограничения, в частности, между двумя странами пока не возобновились взаимные безвизовые поездки по туристическим спискам. Рассчитываем, что в мае сможем вернуться к допандемийному режиму сотрудничества. И, как следствие, это даст огромный импульс развитию туризма в целом и космодрома в частности.
Космодром – это действительно точка притяжения. У нас отработан отдельный проект промышленного туризма, он является одним из лучших в стране.
В его создании участвовали коллеги из Агентства стратегических инициатив, из Минпромторга, за что им огромное спасибо. Видим заинтересованность туристов, причем это не только местные жители, но и гости из других регионов Дальнего Востока, из Московской области, из западной части страны. По прошлому году порядка 3,2 тысячи туристов посетили космодром Восточный.
Есть особенности для иностранных туристов, которые связаны с требованиями по их допуску на режимный объект. На сегодня такая процедура занимает 45-50 дней. Это, конечно, усложняет работу, потому что если мы хотим, чтобы туда ездили туристы, а мы хотим, подчеркиваю, то надо это все максимально упростить, подумать, как это можно организовать. Такая работа ведется, космодром точно будет объектом притяжения.
and#171;Товарооборот растет, но хвастаться не стоитand#187;
— Китай в целом выходит из пандемийной изоляции, возрастает приграничное сотрудничество. Какие у вас планы на развитие двусторонних отношений с провинциями КНР?
— У нас растет товарооборот с Китаем. В 2022 году объем торговли Амурской области с КНР превысил $1,1 миллиарда, увеличившись в 1,8 раза. Экспорт вырос на 8,7 %, а импорт – в 2,7 раза по сравнению с 2021 годом. Но это, конечно, показатели с учетом ковида, проблем на границе. Некорректно было бы хвастаться, что у нас в полтора раза вырос товарооборот.
Видим, что активность серьезная, видим, что развивается инфраструктура. В частности, в прошлом году начал работать международный автомобильный мост Благовещенск – Хэйхэ, он сегодня загружен. Работает по временной схеме – это 200 грузовиков в сутки. Потребность значительно выше. После того, как будет достроен, – надеюсь, что это до конца года произойдет, – пункт пропуска по постоянной схеме, будет порядка 700 автомобилей в сутки переваливать, и такой запрос есть.
Это будет не только продукция традиционная для нас, но и нового характера. Скажем, продукция газоперерабатывающего завода, сжиженный природный газ, продукция газохимического комплекса, который достраивается у нас в области. Все это поедет в том числе через мост.
Есть мысль, и Минвостокразвития над этим работает по поручению Юрия Петровича Трутнева, что надо создать международную территорию опережающего развития (ТОР). Для нас, мне кажется, это было бы очень здорово, потому что с учетом нашей географии мы могли бы создать агломерацию между Благовещенском и Хэйхэ, развивая и дополняя друг друга в коллаборации по тем или иным производствам. Это могут быть производства высокотехнологичные, с высокой добавленной стоимостью. Надеемся, что это получится.
— Как обстоят дела с международным железнодорожным мостовым переходом Джалинда – Мохэ? Вы ведь рассчитывали финансовую модель не так давно получить.
— Да, подписали несколько соглашений по этому поводу с регионами, с потенциальными инвесторами, с банковскими структурами на Восточном экономическом форуме в сентябре 2022 года. Что сделано на сегодняшний день: рассчитали несколько моделей, создали рабочую группу с китайской стороной, определили перспективную грузовую базу. Есть предварительное одобрение от Минвостокразвития и от Юрия Петровича, что строительство моста будет финансироваться в рамках дальневосточной концессии.
В основном этот мост эффективен, целесообразен с точки зрения отправки грузов с юга Якутии в Китай. Юг Якутии – это порядка 20 миллионов тонн подтвержденных сегодня грузов угля. Кроме того, в мостовом переходе заинтересованы инвесторы, которые реализуют проекты преимущественно в Тындинском районе Амурской области.
Я рассчитываю, что мы в ближайшее время на площадке Минвостокразвития России сможем выступить с финализацией этого проекта и продолжим переговорный процесс с китайской стороной, в том числе для подготовки необходимых межправсоглашений.
— Совместные мероприятия с КНР запланированы в этом году?
— У нас уже были в этом году мероприятия. В феврале прошел Российско-китайский фестиваль зимних видов спорта. Это, на самом деле, очень важно, потому что, во-первых, погода была шикарная. Мы обычно проводили в январе, до пандемии, было ещё холодно, а тут в 20-х числах февраля было очень хорошо, тепло. Во-вторых, в принципе за три года мы впервые после пандемии такое мероприятие провели, что говорит о сильно изменившейся позиции Китая с точки зрения эпидемиологической обстановки.
У нас на этот год несколько крупных мероприятий запланировано. Это в том числе and#171;Амурэкспофорумand#187; 26-28 мая. Он проводится более 20 лет и в этом году станет выездной площадкой Восточного экономического форума. В чем его отличие – он проводится на двух берегах реки, в Благовещенске и Хэйхэ. Это единственный такой форум если не в мире, то в России точно. С учетом того, что ему будет придан федеральный статус, надеюсь, что площадка понравится инвесторам с точки зрения возможности коммуникации с Китаем.
У нас ежегодно проводится Российско-китайская ярмарка культуры и искусств. В этом году она тоже будет. Несколько лет мы её проводили в заочном формате, онлайн, в этом году будет очный формат. У нас целый ряд федеральных коллективов с мировым именем, в том числе ансамбль and#171;Березкаand#187;, подтвердили свое участие. Поэтому очень рассчитываем, что это будет дополнительная точка роста.
В общем, мы в гуманитарной сфере сотрудничаем очень комфортно, удобно, понимаем друг друга давно, поэтому здесь, я надеюсь, после возобновления привычных форматов пассажирского сообщения с новой силой, так сказать, будем работать над совместными проектами.
and#171;Работаем над патриотической ТОРand#187;
— Не так давно Юрий Петрович Трутнев предложил создать патриотические ТОРы и сказал, что первые территории такого характера будут рассматриваться в порядке живой очереди. Регион планирует в этой гонке участвовать?
— У нас теме военно-патриотического воспитания уделяется особое внимание. Буквально несколько дней назад был в очередной раз в Донбассе: смотрю, какое настроение у наших бойцов, обязательно посещаем наши воинские подразделения. Уровень поддержки населением, по социологическим опросам, очень высокий, выше, чем средний по стране.
Работа по патриотическому воспитанию у нас проводится многие годы, но за последние годы мы дополнительно усилились. В частности, у нас более 300 отрядов Юнармии создано по территории области. У нас работает военное училище, ДВОКУ, и каждый третий житель Благовещенска так или иначе связан с ДВОКУ. Градообразующее предприятие, кроме шуток. Ну и приграничная территория, конечно, это всегда армия. На космодроме Восточный, про который мы говорили, тоже, по сути, были войска стратегического назначения. Поэтому по военной патриотике занимаемся.
У нас есть решение по строительству центра and#171;Авангардand#187; на базе бывшего бронетанкового военного училища. Это тоже рядом с Благовещенском находится, оно было ликвидировано в начале 2000-х годов, но остался военный городок, который был передан в муниципальную собственность. Мы рассматривали разные варианты использования городка, в том числе привлечение инвесторов, но решили, что более правильно с учетом, так сказать, всего эпатажа этого места сохранить эту направленность.
Проект на два этапа разбит, первый из которых уже завершен, в этом году он начнет работать как центр подготовки and#171;Авангардand#187;. Там плоскостные сооружения, полоса препятствий, стадион, выставка военной техники, палаточный лагерь будет поставлен. И закончено проектирование полноценного кампуса, там будет два спальных корпуса, будет корпус столовой, зал занятий и спортзал, естественно. Здесь ищем финансирование. Рассчитываем, кстати говоря, что оно будет выделено в рамках мастер-планов. Есть поручение президента соответствующее.
Поэтому к вопросу Юрия Петровича о создании ТОРов – мы уже по этому поводу работаем.
and#171;От пожара до потопаand#171;
— Готова ли Амурская область в этом году к традиционным природным пожарам?
— Мы в очередной раз признаны готовыми. Всегда перед началом пожароопасного периода проводятся оценки со стороны Рослесхоза и МЧС. Мы готовы, развернута группировка, люди обучены, техника вся имеется. Люди не просто обучены, но и привиты от клещевого энцефалита. То есть это большой подготовительный процесс. Поэтому надеюсь, что сможем в очередной раз достойный результат показать по прохождению пожароопасного периода. Но здесь по дереву постучу.
Конечно, очень сильно зависит от погодных условий. Когда ветровая нагрузка 20 метров в секунду, сухостойная трава, тушить крайне сложно, даже невозможно – за пять секунд огонь пролетает такое расстояние, что никакие минерализованные полосы не спасают.
Все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Каждый новый пожароопасный период дает дополнительные знания, опыт, людей готовит в том числе. Каждый год мы проводим учения с главами, то есть они с парашютами не прыгают у нас, но мы проводим реальные учения.
Потому что главы меняются тоже, у нас 29 муниципальных образований, команды меняются, как следствие, надо все-таки держать в тонусе.
— А что насчет готовности к паводкам?
— То же самое, тоже готовимся. У нас большая работа была за последние несколько лет проведена. При моей команде нас за пять лет топило три раза очень сильно, один раз из этих трех – это абсолютно аномальное наводнение, выше всех уровней. Поэтому практика уникальная. Как я президенту рассказал, нас из десяти лет топило восемь, видите – Амурская область самая непотопляемая. Он согласился.
Здесь большая работа была в части определения границ зон затопления. Мы за эти годы почти в 248 населенных пунктах сделали границы зон затопления, запретили там строить новое жилье. И в том случае, если проводится затопление, а это бывает часто, и выделяются средства из федерального бюджета на переселение людей из этих зон, то запретом является приобретение вторичного жилья в рамках этих зон затопления. То есть мы после каждого наводнения часть людей отселяем.
И сегодня нет, по сути, экспертов, которые могли бы уверенно сказать, насколько часто это все будет происходить. Понятно только, что климат меняется. У нас по поручению Михаила Владимировича Мишустина во Владимировке – это рядом с Благовещенском, достаточно крупный населенный пункт – строится берегозащитное сооружение. Лучшие проектные организации участвуют в подготовке проектной документации. И даже эти лучшие организации сталкиваются со сложностями в проектировании, потому что очень сложная геодезия, многие населенные пункты находятся в поймах, где строиться нельзя, но они уже там построены. Поэтому приходится их защищать, учитывая все экстремали, все обстоятельства. Например, уровень грунтовых вод.
Из хороших новостей – мы завершаем в этом году строительство берегозащитных сооружений в Благовещенске. Это две набережные, это все один узел слияния, Амур – Зея. Город стоит на узле слияния, соответственно, приходится защищать и с той стороны, и с этой. У нас в этом году заканчиваются работы по набережной Амура и по набережной Благовещенска. Это действительно будет хорошо.
and#171;Задачу по сое выполнимand#187;
— Какие планы на весенние посевные работы этого года? Есть ли расширение площадей?
— Есть небольшое расширение площадей, порядка 70 тысяч гектаров мы добавим в этом году. Вообще, Амурская область – это 1,2 миллиона га по итогам прошлого года. Это самая большая территория сельхозугодий на Дальнем Востоке. В прошлом году у нас [собрали] 1,6 миллиона тонн сои, это очень хороший результат, уникально хороший для Амурской области. Считаю, что этого результата можно достигать ежегодно.
Сказать, что прошлый год чем-то принципиально отличался от предыдущих по погоде, нельзя. Тоже был непростой, непростая посевная была. Вместе с тем аграрии большие молодцы. Видим, что работают и меры господдержки, то есть мы достаточно последовательно добивались повышения качества семян, севооборота, потому что понимаем, что с точки зрения науки нельзя постоянно высевать сою, очень резко падает урожайность. И те хозяйства, которые следовали нашим рекомендациям, настоятельным требованиям, получали меры поддержки, например, на приобретение техники, в том числе российской.
Теперь для нас следующей стратегической задачей является переработка сои в регионе, которой Россия себя не обеспечивает. Особенность Дальнего Востока в том, что нам сложно поставлять в европейскую часть, соя становится нерентабельной – много очень забирает железнодорожный тариф. Поэтому здесь мы приветствуем решение федерального правительства о субсидировании в ноль железнодорожного тарифа для сои и продуктов переработки. И поэтому наша амурская соя сегодня едет в европейскую часть. Порядка 300 тысяч тонн по прошлому году сюда уехало, это очень хорошо.
Но надо, конечно, перерабатывать её у нас в регионе. С высокой добавленной стоимостью она будет ещё более рентабельной здесь, потому что тогда в пересчете железнодорожный тариф меньше влияния оказывает на конечную стоимость продукции.
У нас на сегодняшний день 365 тысяч тонн перерабатывается, и на 500 тысяч тонн заходит крупный инвестор, группа компаний and#171;Содружествоand#187;, они уже проектируют перерабатывающий завод в Белогорске, на территории опережающего развития. У них своей земли нет, они будут просто оператором на рынке, будут покупать сою у близлежащих хозяйств. Это для нас очень хорошо, потому что это в том числе даст хорошую цену для аграриев, соответственно, большую рентабельность.
До этого мы были абсолютно привязаны к монопольному рынку Китая, и это, с одной стороны, плюс, потому что рынок бездонный и можно туда продать всё. А с другой стороны, всегда можно столкнуться с монополистическим ценообразованием. Конечно, надо перерабатывать её у нас, тем более что в России эта продукция дефицитная.
Задача стратегическая – 75 % сои перерабатывать у нас в регионе. Мы эту задачу выполним, я для себя такой план поставил, – говорит Василий Орлов.
Источник новости: Amur.Info