На нефтеперекачивающей станции № 21 премьера ждали с самого утра. Уже в 8 часов на парковке выстроились автомобили соседних и не совсем близких регионов. Дежурство рядом со «скорой помощью» Приамурья начали медики из Якутии. Через каждые 10 минут к месту встречи с высоким гостем подъезжали автомобили из Хабаровского края, Иркутской области.
Исполняющий обязанности главы Сковородинского района Алексей Тарасов рассказал журналисту ИА «Амур.инфо», что основная подготовка к приезду высоких гостей заключалась в ямочном ремонте подъездных дорог. Правда, во сколько это всё обошлось, не признался.
Торжественная церемония окончания строительства российской ветки нефтепровода была намечена на 10 часов утра. Уже в половине десятого на площадке на территории НПС № 21 выстроились сотрудники станции. Для встречи премьер-министра на территории расстелили красную ковровую дорожку от задвижки № 1, которую и должен был открыть глава российского правительства, до сцены, которую специально соорудили для торжественных речей. Рядом были размещены карта со схемой нефтепровода и украшения из воздушных шаров цветов российского флага. В половине десятого на место прибыл и губернатор Амурской области.
Через час ничего не изменилось. Сотрудники станции стояли на своих местах, журналисты скучали. Весело проводил время и, кажется, совсем не ждал премьера семи-восьмилетний мальчик Максим. Появился он здесь случайно или родители привели его, зная о любви Владимира Владимировича к детям, неизвестно, но малыш бегал по территории в белой каске и с белыми шариками в руках, лихо перепрыгивая через красную ковровую дорожку, которую к этому времени уже заново чистили от следов.
Визит премьера на нефтеперекачивающую станцию № 21 должен был начаться с осмотра объектов станции. План был таков: о строительстве российской части нефтепровода расскажет глава «Роснефти» Николай Токарев. Сразу после этого глава российского правительства должен поприветствовать присутствующих и открыть первую задвижку.
Задвижку, надо заметить, открывать сегодня совсем не обязательно: по межправительственному соглашению поставки нефти в Китай начнутся не раньше 1 января 2011 года. Россия будет продавать 15 миллионов тонн нефти в год на протяжении 20 лет. Так значится в документе. При этом, когда нынешним летом китайская сторона попросила российскую пустить техническую нефть для испытания китайской части нефтепровода, ей отказали.
В 11 часов все оставались на своих местах. В 12 тоже. Владимир Путин появился на месте ближе к часу. Он заехал на площадку на желтой «Ладе Калине». Машина этой марки сошла с конвейера в 2010 году. Говорят, что за время рабочей поездки на Дальний Восток премьер проехал за рулём по федеральной трассе уже больше тысячи километров и только на сложных участках дороги пускал за руль водителя. На станцию премьер приехал в серо-голубой рубашке, серых джинсах и с новыми часами.
Первым делом Путина подвели к стенду, на котором подробно расписали проект нефтепровода «Россия-Китай» и процесс строительства. Владимир Владимирович внимательно слушал и никак не комментировал рассказ. Интересно, что на этой точке ему планировали прикрепить на рубашку праздничный значок, в честь окончания строительства ответвления ВСТО на Китай. Такие значки появились на лацканах пиджаков вице-премьера Игоря Сечина и у представителя китайской стороны, начальника Государственного управления по делам энергетики КНР Чжана Гобао. Но премьеру значок так и не повесили.
Путина повели на следующую точку – первую задвижку нефтеперекачивающей станции № 21. После того как премьеру доложили о готовности, он сказал: «Прошу открыть задвижку и дать старт к наполнению нефтепровода». В небо улетели сотни шариков. По официальной версии, с этого момента по трубе потекла нефть.
Приветственные слова и слова благодарности строителям премьер сказал уже со сцены (её специально соорудили к приезду чиновников и празднованию завершения строительства). Вместе с ним на сцене стояли Чжан Гобао, Игорь Сечин и министр энергетики России Сергей Шматко.
Идея проекта возникла примерно 6 лет назад, рассказал премьер. В один из визитов в Москву председатель КНР Ху Цзиньтао поднял вопрос о реализации проекта. Потом шли дискуссии, где пройдёт ветка. Китайским друзьям надо ещё немного поработать, пройти по территории КНР 930 километров, но «мы абсолютно уверены: в этом году российская нефть пойдёт в Китай», – высказался Путин и добавил: поставки российской сырой нефти в Китай укрепляют энергетическое взаимодействие стран, но оно не ограничивается этим. Китайские партнёры участвуют в добыче нефти в РФ, российские предприятия являются акционерами на ряде производств в КНР.
Проект нефтепровода ВСТО важен ещё и потому, отметил глава правительства, что Россия начинает диверсифицировать географию поставок сырья. 120—130 миллионов тонн нефти получают европейские партнёры. С пуском участка трубопроводной системы до Тихого океана по восточному маршруту будет поставляться 30, а при расширении до 50 миллионов тонн, и ВСТО станет заметной конкуренцией европейскому маршруту.
Осуществление проекта – важная работа и для китайских друзей, заметил премьер. Выгода для Китая – стабилизация энергобаланса, для России – выход на новые перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Сотрудничество связано не только с углеводородами. В энергетике Россия является, возможно, основным партнёром КНР в развитии «мирного атома». Среди других направлений сотрудничества с КНР премьер назвал развитие сети нефтепродуктообеспечения. Сейчас идут переговоры по участию российских компаний в строительстве нефтеперерабатывающего завода в Тяньцзине, а также строительству 500 АЗС на территории страны. Кроме того, планируется развитие сотрудничества в экспорте угля. Если нынешние поставки составляют около 12 миллионов тонн в год, то в дальнешем они могут достичь 20 миллионов.
«Для нас, России все работы в этом регионе имеют значение, только когда направлены на развитие Сибири и Дальнего Востока, – сказал со сцены Путин. – И, конечно, осуществление проектов подобного рода приближает нас к решению этой задачи. В строительство в конечном счёте будет проинвестировано 700 миллиардов рублей». Только на участке Россия—Китай работают 7 000 человек, из них 5 000 – местные специалисты. Идёт строительство инфраструктуры: объездных дорог, сетей электроснабжения. Повышается квалификация персонала – целый комплекс работ по развитию региона. «Хочу поздравить с окончанием важного этапа и поблагодарить за то качество работ которое вы продемонстрировали за, ваш профессионализм, самоотдачу, потому что создать проект в таких сложных климатических условиях, в которых он создан – это действительно большая заслуга. Это признак профессионализма и мужества, настойчивости и любви к своему делу. Большое вам спасибо поздравляю вас», – этими словами Владимир Путин завершил свою речь.
Чжан Гобао поблагодарил всех, кто работал над проектом, рассказал о его важности во взаимоотношениях обеих стран. Путин также поблагодарил строителей и отметил, что с вводом в эксплуатацию нефтепровода Россия начнёт поставлять в Китай 15 миллионов тонн нефти в год. Между тем уже сейчас известно, что госэкспертиза одобрила расширение мощностей нефтепровода ВСТО до 50 миллионов тонн в год.
Затем Путин спустился к людям, слушавшим его. Большинство из них – местные работники, которые и создавали ветку. «Вам здесь нравится?» – спросил он. «Конечно», – ответили ему. Премьер пожал нескольким людям руки, а для одного даже расписался на память. Затем последовала общая фотография.
Обновлено в 19:35
Источник новости: http://www.amur.info/news/2010/08/29/1.html