Фото: vesti.ru | |||
– Александр Анатольевич, в дальневосточной прессе активно обсуждается программа сотрудничества на 2009-2018 годы между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и северо-востока КНР. Как вы ее оцениваете?
– Я считаю данную программу очень важным документом. Главное ее значение в том, что Китай без боя завоевывает то, что хочет, то есть огромные территории и ресурсы на востоке России. Из нее совершенно неясно, какие именно дивиденды и выгоды получит наша страна от этого соглашения (хотя бы даже чисто формально). На мой взгляд, это серьезнейшая геополитическая уступка Кремля.
– Как вы полагаете, согласование экспортной цены на российский газ, которого в Пекине недавно добился премьер Владимир Путин, как-то изменит характер двусторонних отношений?
– Не думаю, что не нужно преувеличивать важность этого договора. Да, он находится в плоскости взаимовыгодного экономического сотрудничества, а потому более понятен и логичен, чем программа, о которой мы говорили выше. Но она, безусловно, является ключевым международным актом Москвы и Пекина, поскольку будет определять характер восточной политики страны до 2018 года.
– Вы достаточно радикально рассуждаете о российско-китайских отношениях. Но если предположить, что наши власти сознательно уступают китайцам Дальний Восток, то какова при этом их мотивация? Зачем им это?
– Судить о мотивах современных российских властей вообще очень сложно. В рамках сложившейся в стране политической системы общество исключено из процесса принятия решений, а значит, мы не можем знать и об их истинных причинах. Видимо, Кремль понимает, что в военном противостоянии Россия непременно проиграет КНР, ведь Вооруженные Силы нашей страны, по сути, разрушены ее собственным руководством. Поэтому Москва идет на политические, дипломатические уступки. Пытается создать некий «кондоминиум» с Пекином для развития приграничных регионов. Не знаю, правда, понимают ли чиновники, что вернуть отданные Китаю ресурсы и сами территории обратно будет уже невозможно. Более того, вполне возможно, что Поднебесная реализует на восточном фланге тот же сценарий, что албанцы в Косово, и Дальний Восток ожидает «мирная аннексия» в пользу КНР.
– Как вы относитесь к идее переноса столицы РФ в Амурскую область, которую активно рекламирует политолог Юрий Крупнов, лоббировавший в свое время проект создания космодрома Восточный?
– В целом, я давно поддерживаю мнение, что столицу из Москвы необходимо перенести на восток. Безусловно, это сделало бы российскую политику более сбалансированной. Но мне ближе относительно умеренные варианты: Новосибирск, Томск, Красноярск. Перенос столицы на границу с Китаем – это просто неразумно. Ведь в случае конфликта она сразу же окажется под контролем КНР. По этой же причине я считаю ошибкой размещение в Приамурье стратегического космодрома. Если наше правительство будет продолжать вести политику отчуждения Дальнего Востока, то очень скоро с Восточного в космос полетят китайские ракеты.
Александру Храмчихину 42 года. В 1990-х годах работал в избирательных штабах ряда партий и кандидатов на президентских и думских выборах в России. В Институте политического и военного анализа с момента его создания организации в январе 1996 года. Основные сферы интересов: внутренняя и внешняя политика России, вопросы военного строительства и развития вооруженных сил в России и зарубежных странах.
Источник новости: http://www.amur.info/news/2009/10/29/1.html