|
||||
«Планируется ли вхождение Амурской области в состав Хабаровского края? Если да, то когда, и какие в этом случае перспективы ждут Приамурье?», – спросила Виктора Ишаева участница форума Амур.инфо.
Представитель президента и в недавнем прошлом губернатор края ответил так: «Не понимаю, как можно их объединить. Это то же самое, что и объединить Татарстан с Дальним Востоком. Вообще, если говорить серьезно, такое количество субъектов федерации с точки зрения управления – очень и очень проблематично. Да, необходимо субъекты укрупнять. Но нужно смотреть какие плюсы и минусы получим. А не перевесят ли минусы те плюсы? Что решит объединение Хабаровского края и Еврейской автономной области? Вот если спросить, зачем они разъединялись? Зачем Чукотка выходила из состава Магаданской области, Корякский автономной округ из состава Камчатской области? Не бывает такого – сегодня отрезал, завтра присоединил. Решения по укрупнению будут стоять на повестке дня, но к их решению нужно подходить по-государственному. Сегодня к этому мы не готовы. К тому же система объединения – демократическая. Люди сами должны высказаться в двух субъектах за объединение, затем к такому же мнению должны прийти органы власти двух субъектов».
Ответы Виктора Ишаева на другие вопросы:
– Виктор Иванович, на днях президент Российской Федерации своим указом включил вас в состав членов Совета Безопасности России. Скажите, какую роль играет Совет Безопасности и над чем вам предстоит в нем работать?
– Полномочные представители президента Российской Федерации по должности входят в состав Совета Безопасности. Основные задачи этого органа сформулированы уже в его названии. На заседаниях совета обсуждается круг самых широких вопросов жизни и существования, как государства в целом, так и отдельных его регионов и территорий, а также отраслей экономики.
Одним из наиболее наглядных примеров эффективной работы Совета Безопасности является обсуждение вопросов реализации федеральной целевой программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья. На одном из его заседаний работа в области реализации этой программы была признана недостаточной. После этого президент России дал жесткие поручения пересмотреть программу и наполнить ее новым содержанием, обеспечить финансирование проектов, а также назначил председателем комиссии, которая занималась вопросами реализации и контролем программы, занимавшего тогда пост премьер-министра Михаила Фрадкова. В результате этого программа развития Дальнего Востока и Забайкалья получила второе дыхание. Дальневосточники почувствовали, что такая программа есть и она работает, а решением их проблем государство серьезно озабочено. Если раньше все 13 субъектов Российской Федерации, входящие в состав Дальнего Востока и Забайкалья, получали приблизительно до одного миллиарда рублей финансовых ресурсов на все свои нужды, то после обсуждения проблемы реализации программы на Совете Безопасности ситуация существенно изменилась, и финансирование было увеличено до 560 миллиардов рублей. Затем еще состоялось увеличение финансирования с учетом проведения саммита АТЭС в Приморском крае – только федеральное финансирование составило 330 миллиардов рублей.
За последние три года ощущаются серьезные положительные результаты реализации программы, в том числе и существенное финансирование из федерального центра. Сегодня можно сказать, что все территории Дальнего Востока, с учетом федеральной поддержки, наметили свои пути развития. Ни один федеральный округ, ни одна федеральная программа столько не стоят для государства, сколько стоит одна программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья. Это наиболее финансово емкая программа.
– Несколько недель назад в Хабаровске прошел саммит Россия – ЕС. Как, на ваш взгляд, справились в организационном плане город и край с таким высоким мероприятием? Какие темы обсуждались и о чем вы разговаривали с Дмитрием Медведевым?
– Для нас, дальневосточников, такое мероприятие – это своего рода экзамен. Провели один саммит, впереди подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке, который более значимый, в нем будет принимать участие 21 государство. Должен отметить, что все ответственные руководители справились с поставленными задачами, все объекты были должным образом подготовлены, ничего не пришлось строить, инфраструктура тоже находилась в надлежащем состоянии. Все городские, краевые и дальневосточные службы отработали очень хорошо, в том числе правоохранительные органы. Только журналистов на саммит приехало более 500 человек. Их необходимо было разместить и дать возможность нормально, спокойно и эффективно работать, тем более что саммит не проходил в одном месте, приходилось постоянно перемещаться, для этого были задействованы различные средства передвижения, не только автомобильные, но и авиационные, и водные. Можно с уверенностью сказать, что экзамен мы выдержали. Это говорит о том, что на Дальнем Востоке могут решать такие задачи. Теперь эстафета передается Приморскому краю, но это всё равно в нашем Дальневосточном федеральном округе. Соответственно, будем готовиться к проведению уже более сложного и масштабного мероприятия. По этому саммиту президент России дал высокую оценку готовности, а его оценка была основана не мнении высоких гостей.
В первый день пребывания в Хабаровске, до начала саммита, президент России провел совещание по приграничному сотрудничеству и торговле с руководителями дальневосточных территорий и членами правительства. Сегодня Дальний Восток России связан по поставкам с другими регионами страны очень слабо. По разным оценкам экспертов, доля Востока России составляет от 3,5 до 6 % от всей продукции, которую производит Дальний Восток и поставляет на общероссийский рынок. Остальная продукция потребляется внутри региона или отправляется на экспорт. Дальний Восток – это территория, которая существенно зависит от экспортных поставок. Нас также не устраивает структура, динамика тоже не всегда изменяется в лучшую сторону. Например, если посмотреть на динамику экспорта с Китаем, то действительно экспорт прирастает, товарооборот сегодня составляет практически 57 миллиардов долларов. Но если раньше в общем объеме экспорта доля машин и механизмов доходила до 28 %, то сегодня – всего лишь 8 %. Мы приобретаем всё что угодно, а поставляем в Китай нефть и необработанный лес (почти 67 % от всего объема экспорта). Необходимо увеличивать в доле экспорта продукцию с высокой добавленной стоимостью и глубокой степенью переработки. Пока, к сожалению, этого нет. Эти серьезные вопросы и обсуждались на совещании с президентом России. Нельзя просто сидеть и ждать, когда государство придет и решит все проблемы. Государство свои функции выполняет, поддержку и межбюджетные отношения обеспечивает, но надо и самим что-то в регионах делать. Не может быть постоянного иждивенчества. Безусловно, федеральный центр помогает, но должно быть движение навстречу на условиях софинансирования. Только консолидация всех муниципальных, субъектных и федеральных сил может дать движение вперед. По-другому быть не может. И прежде чем задавать вопросы, нужно доложить, что сами сделали. Конечно, что-то делали, но не всегда всё получается, и государство это прекрасно понимает. Тогда надо объединяться и работать вместе для достижения одной цели, только в этом случае можно добиться результата.
– Виктор Иванович, недавно вы провели встречу с японскими бизнесменами. С чем они приезжали на российский Дальний Восток?
– Япония – наш давний, традиционный партнер. Сегодня Дальний Восток получает достаточное количество инвестиций, в том числе и из Японии. Но в основном это нефтяные и газовые проекты, которые им очень необходимы, несмотря ни на какие экономические или политические разногласия. Далее экспорт биоресурсов и необработанного леса. Но нам интересно, чтобы они приходили на Дальний Восток как инвесторы в те отрасли, которые сегодня занимаются переработкой и новыми технологиями. Пока этого не происходит.
Наши экономики взаимодополняют друг друга. У нас есть мощная ресурсная составляющая, а у них – технологическая база, новые технологии и новейшее оборудование. Надо это соединять, но пока у японцев есть желание брать наше сырье, выпускать готовую продукцию и поставлять ее на рынок, в том числе и наш. Конечно, государство должно принимать все необходимые меры, чтобы реализовывать у себя предприятия глубокой переработки. Если мы берем нефть, то это должна быть нефтехимия, если газ, то газохимия. Например, если Финляндия из одного куба древесины получает 236 долларов, то Россия не больше 50 долларов, потому что отдаем всё полуфабрикатом. Сегодня мы должны организовывать свое перерабатывающее производство.
Японцы приезжают, изучают обстановку, присматриваются, но пока их инвестиции в общем объеме малозначимые. Совместные предприятия постепенно исчезают как форма организации и существования бизнеса. Организация РОТОБО включает в себя крупнейший бизнес, имеющий серьезные капиталы и кредиты. Если у нас стоимость потребительских кредитов за 20 %, то у них – 1-3 %. Конечно, на таких условиях можно было бы работать, но пока в этом направлении мы сотрудничаем недостаточно. Нельзя обвинять японцев, что они не дают нам инвестиций. Если не дают, значит, это наша недоработка, чего-то мы не сделали. Должны быть какие-то пакетные предложения и более продуманная государственная политика, которая должна быть и в отношении регионов. Зачастую регионы не являются субъектами, которые могут выступать от лица государства; они чаще действуют на этом рынке, конкурируя между собой. Каждая территория предлагает свою продукцию и иногда демпингует, чтобы ее продать. Это неправильно, но нередко сама ситуация заставляет действовать подобным образом. А более взвешенная вертикаль государственной политики во внешнеэкономических отношениях должна всё расставить на свои места. Возможно, необходимо вернуться к такой форме взаимодействия, когда государство определяет конкретный круг посредников и доверяет им действовать от своего имени.
Японская сторона говорит, что мы подняли таможенную пошлину на вывоз необработанной древесины, и нашу нишу постепенно занимают другие государства. Но японцы пришли заботиться не о нашем месте на мировом рынке древесины, а прежде всего о себе. Нашу нишу полностью занять нельзя, у нас другая древесина, прежде всего, хвойных пород, которая идет на наружную отделку, домостроение, и ее сегодня нельзя заменить южными породами. Но доля истины в их словах всё же есть. Тем не менее, мы должны бороться за рынок и наше место на нем. Мы обсудили с японской делегацией эти вопросы, но нам важно продвигать и отстаивать свои интересы, а не работать на то, чтобы просто им понравиться.
Телекомпания «Колыма Плюс» (Магадан): – Какие, на ваш взгляд, государственные меры будут способствовать снижению оттока трудоспособного населения из регионов округа, повышению привлекательности Дальнего Востока и его Крайнего Севера, прежде всего для молодых специалистов?
– Ко всем сложным вопросам нужно подходить с простыми решениями. Мы пытались решать эти вопросы у себя на территории за то время, сколько я работал губернатором. Мы порой находили эти решения, отвечая на нужды людей. Что человеку нужно, чтобы он жил на этой территории? Ему необходимы хорошая работа, достойная заработная плата, получение жилья в ближайшее время. Человеку нужно, чтобы его окружала нормальная инфраструктура – спортивные заведения, театры, и чтобы города не были похожи на Грозный после бомбежки, а чтобы были хорошие качественные дороги, красивые фасады, места отдыха для взрослых и детей. Если всего этого не будет, мы не удержим людей. Ни в какие времена за идею люди здесь не жили и не работали. Если Столыпин проводил реформу, то он давал приезжим по 100 рублей, бесплатную землю и инвентарь. Конечно, никто не говорит, что в Магадане будет жить столько же народу, сколько в Москве. Но в Магадане должно жить столько людей, сколько требует экономика. Я могу сказать, что у нас были периоды, когда Хабаровский край, Еврейская автономная область в течение ряда лет имели плюс по миграции. Люди ехали в эти регионы.
Телекомпания ОТВ-Прим (Владивосток): – Будучи губернатором, вы успешно решали вопросы трудовой миграции в Хабаровском крае, будет ли продолжена эта работа в масштабах региона?
– Мы готовы показывать и рассказывать, что нужно делать для того, чтобы люди приезжали. Если вы строите хорошие современные, например, медицинские центры, приглашаете людей, при этом обязательно предлагая им квартиры – то они к вам приедут. Если вы просто развесите лозунги у себя на домах – «Люди, приезжайте к нам», – то никто не приедет. Обязательно нужно строить жилье. В Хабаровском крае есть молодежная программа с 2000 года. Мы фиксируем стоимость квадратного метра. Стоимость жилья по этой программе на 40 % ниже вторичного рынка. А от этой суммы мы оказываем финансовую помощь. В прошлом году молодым семьям мы оказывали помощь в размере 60 % от стоимости жилья, полностью сданного под ключ, со всеми детскими площадками во дворе. Стоимость квадратного метра была 12-13 тысяч рублей.
Есть программа «Доступное жилье» для работников социальной и бюджетной сферы. 75 тысяч квадратных метров доступного жилья мы сдаем в этом году в Хабаровском крае – примерно полторы тысячи квартир. Это достаточно много. В прошлом году, например, в Комсомольске-на-Амуре сдавали диагностический центр – сразу построили дом на 63 квартиры, чтобы набрать людей. Иначе никакого притока не будет. В Хабаровске сейчас строится федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии. В плане стоит выделение 40 квартир, чтобы набрать новых специалистов. Я уверен, что они приедут из других территорий сюда.
– С чем связана ваша инициатива учреждения должности заместителя полпреда под контроль строек саммита АТЭС?
– Слово «контроль» – лишнее. Сегодня реализуется федеральная программа по строительству объектов саммита АТЭС во Владивостоке, где задействованы многие федеральные структуры. А это значит, что полпредство должно координировать работу этих структур. Я согласовал введение единицы заместителя полпреда по этим вопросам. Это не дополнительная единица, а из числа существующих замов. Мы сейчас пересматриваем полномочия существующих заместителей. Одни зам будет высвобожден для решения вопросов, связанных со строительством объектов саммита. Мы не будем подменять строителей и различные органы власти. Наша задача – вместе со всеми участниками строительства, вместе с контролирующими организациями помогать делать всё необходимое, чтобы объекты были сданы в срок.
Национальная вещательная компания «Саха» (Якутия): – Жилищный вопрос – один из самых острых для всего Дальнего Востока, в том числе и для Якутии. Во-первых, высокий уровень ветхого и аварийного жилья (в Якутии – 13 %), во-вторых, высокая стоимость жилья (в Якутске 60-80 тысяч рублей за квадратный метр), в-третьих, сворачивание банками ипотечных программ для населения из-за финансового кризиса. Какие пути решения данной проблемы вы видите?
– Органы власти должны работать с банками и брать гарантии, риски на себя. Тогда можно договориться по кредитной ставке, которая будет равна инфляции – 13-15 %, не больше. В таком случае новое построенное жилье будет по стоимости ниже вторичного рынка. Оно будет ликвидным. Что касается ветхого жилья, то, конечно же, надо ставить вопрос, чтобы государство помогало субъектам. Мы помним, как осваивался Дальний Восток, Север – это сплошные бараки. Строительство шло по принципу – сначала предприятия, а потом жилье. В Хабаровске также полно бараков. Одно время государство выделяло значительные средства Татарстану на решение вопросов с ветхим жильем. Я думаю, что в федеральной целевой программе социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья чем-то придется поступиться, чтобы появилась строчка «переселение из ветхого жилья».
Телекомпания СТС-Биробиджан: – Уважаемый Виктор Иванович! Предыдущий полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе выступал категорически против самостоятельности Еврейской автономной области и предлагал объединить область с Хабаровским краем. Ранее вы неоднократно высказывались против данной идеи. Не изменилась ли ваша позиция по данному вопросу после назначения на должность полномочного представителя президента РФ?
– Сегодня объединение абсолютно преждевременно. Сегодня это неприемлемо. Этот вопрос имеет не только экономические, но и политические корни. Я свою позицию от смены работы не меняю.
– Ваши планы на ближайший месяц?
– Я буду ездить по территориям, знакомиться с проблемами. Я знаю всю статистику, динамику развития всех регионов, бывал на всех территориях и не единожды. Но лично хочу посетить регионы, чтобы на месте изучить вопросы подготовки к зиме, вопросы функционирования экономики в условиях кризиса. Начну с Магаданской области, потом посещу другие территории.
В конце июня – начале июля нас ждут два важных мероприятия. Первое – это проведение Совета при полномочном представителе президента РФ в ДФО. Важный вопрос рассмотрим на заседании совета – функционирование экономики в условиях кризиса. Мы должны внимательно отслеживать трудности, какие возникают угрозы; адекватно на это реагировать. Будут доклады заместителей полпреда, губернаторов. Второй вопрос – обеспечение медикаментами. К сожалению, растут цены на лекарства. Президент дал поручение внимательно отслеживать вопросы с лекарственным обеспечением, пресекать попытки аптек завышать стоимость лекарств. Мы обсудим вопрос строительства объектов саммита АТЭС во Владивостоке. Приглашаем на заседание совета главу Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, чтобы обсудить эпидемиологическую ситуацию. Ежегодно, только начинается летний период, мы здесь получаем всевозможные энтеровирусные инфекции, ротавирусные инфекции кишечные вирусы.
Второе важное событие этих дней – это выездное совещание Совета Безопасности во главе с секретарем Совбеза Николаем Платоновичем Патрушевым. Подобное совещание мы уже проводили в конце прошлого года в Благовещенске. В этот раз в Хабаровске мы посмотрим, как субъекты федерации Дальнего Востока работают по обеспечению национальной безопасности в кризисных условиях, как выполняются антикризисные программы. Будет и закрытая часть – мы обсудим, что происходит сегодня в силовом блоке. Надеемся, что будем эффект от этих мероприятий, что ситуация изменится в лучшую сторону.
Работа – это не хобби. Работа должна приносить конкретный результат.
Источник новости: http://www.amur.info/news/2009/06/10/15.html