Каждое второе воскресенье декабря хоровые группы всего мира отмечают свой профессиональный праздник. Всемирный день хорового искусства в этом году выпал на 11 число. О месте хора в современном мире, развитии этого искусства в Благовещенске и будущем наших хористов мы поговорили с настоящим профессионалом своего дела Татьяной Бедёриной. фото: из личного архива Татьяны Бедериной Татьяна Леонтьевна
Каждое второе воскресенье декабря хоровые группы всего мира отмечают свой профессиональный праздник. Всемирный день хорового искусства в этом году выпал на 11 число. О месте хора в современном мире, развитии этого искусства в Благовещенске и будущем наших хористов мы поговорили с настоящим профессионалом своего дела Татьяной Бедёриной.
фото: из личного архива Татьяны Бедериной
Татьяна Леонтьевна – бессменный художественный руководитель и дирижёр Образцового хора «Детство» Министерства образования и науки России, директор МБУДО «Центральная детская школа искусств им. М.Ф. Кнауф-Каминской» и заслуженный работник культуры РФ.
— Татьяна Леонтьевна, давайте начнем наш разговор с самого начала, с музыки, а точнее с того момента, как она вошла в Вашу жизнь. Помните?
— К музыке пришла совершенно осознанно. Помню свои первые ощущения, которые получила от руководителя музыкальных занятий в детском садике. Звуки, которые она извлекала из фортепьяно, меня завораживали. Очень хотела научиться играть на этом инструменте и просила родителей отвести меня в музыкальную школу, что они и сделали, когда мне исполнилось семь лет.
— А когда мечта сбылась, ничего не изменилось? Родителям не приходилось Вас заставлять играть, как это часто бывает?
— Нет. Я училась с огромным удовольствием. Первое время у меня дома не было фортепьяно, я занималась у соседей. Воспоминания о том периоде у меня остались настолько яркими. Помню, как рано-рано утром вставала и шла в соседний подъезд делать домашнее задание, поднималась на второй этаж, открывала дверь ключом, который мне оставляли под ковриком, и садилась за инструмент. Я могла с утра до самого обеда заниматься, потом понимала, что в обед придет мама и мне нужно еще успеть в школу сделать уроки, и вот я спешу, спускаюсь по лестнице со второго этажа, а у меня перед глазами опять эти клавиши, и возвращаюсь в эту квартиру, и сажусь за фортепьяно. А когда у нас дома появился инструмент, не могла дождаться, что закончатся уроки, и я вновь буду сидеть и играть. Очень много подбирала, играла на слух. Теперь уже понимаю, что тогда выбирала произведения довольно-таки сложные, сама их разбирала и это мне очень-очень нравилось.
— А когда и почему в жизни появился хор?
— После школы вопреки желанию родителей я поступила в музыкальное училище. Шла на теоретическое отделение, а случайно оказалась на хоровом. Теперь я понимаю, что, наверное, ничего не бывает случайным. Так должно было быть, потому что как в самом начале меня завораживали звуки фортепьяно, так потом меня завораживало хоровое пение.andnbsp; У меня были очень хорошие преподаватели и по специальности, по дирижированию, и по сольфеджио, и по музыкальной литературе, и по гармонии и полифонии, везде: и в школе, и в музыкальном училище и потом уже в институте искусств во Владивостоке.
— Помните, когда сами стали педагогом в хоровом искусстве? Какой уже стаж в профессии?
— Конечно помню, очень давно. С третьего курса мне настоятельно рекомендовали педагоги заниматься хоровой практикой. Я работала, будучи студенткой, в ДВОКУ, была хормейстером, занималась хором в БГПУ и во Дворце пионеров создала вокальную девчачью группу. А с четвертого курса я работала уже в музыкальной школе, и для меня это, конечно, было все очень интересно. Хоровым пением с детьми занимаюсь уже 42 года. Помню, как в 1980 году только пришла преподавать в музыкальную школу, и мне дали хор старших классов, где работаю до сих пор.
— Сейчас у хора Центральной детской школы искусств им. М.Ф. Кнауф-Каминской есть и свое название, и богатая на победы история. Вы буквально стояли у его истоков, расскажите нам немного, с чего все начиналось, когда появилось имя у коллектива?
— В 1987 году наш хор собирался на конкурс во Владивосток и нужно было по его программе придумать название. Такие были требования. Вот тогда хор «Детство» и получил имя. Это был наш первый конкурсный опыт. Кстати, на нем мы стали лауреатами первой степени.
— Да, побед и гастролей у «Детства» не счесть. Помните первую зарубежную поездку?
— В 2001 году впервые наш хор выехал на международный конкурс на остров Мальта. Это было очень волнительно и интересно, поскольку для коллектива из Амурской области это было настоящим достижением само по себе – выехать за границу.
— Первое, но не единственное творческое заграничное путешествие. Расскажите, в целом насколько широка география выступлений «Детства»? Где наши хористы успели уже побывать в мире и в России?
— География выступлений очень широкая. Это Италия, Испания, Франция, Германия, Венгрия, Хорватия, Англия. В Англии, кстати, мы в 2012 году побывали на конкурсе русской песни, где стали лауреатами первой премии. Были, конечно, и в Китайской народной республике, добрались и до ЮАР. В России часто бываем и в Москве, и в Санкт-Петербурге. В прошлом году в столице поучаствовали в масштабном проекте «Сыновья и дочери Отечества», где стали лауреатами первой премии.
andnbsp;фото: из личного архива Татьяны Бедериной
— А какая все-таки самая ценная награда, полученная хором «Детство» за всю его богатую историю?
— Сегодня наш коллектив имеет статус Образцового хора Министерства образования и науки России и самым главным его достижением я, как руководитель, считаю чемпионство на Мировой хоровой олимпиаде в 2016 году в Сочи. На этой олимпиаде мы выступали в четырех номинациях. Это была огромная программа, поскольку каждая номинация состояла из четырех произведений, следовательно, 16 произведений мы должны были подготовить, с чем успешно справились. Мы получили три золотых медали, одну серебряную, а в номинации «Народное пение с инструментальным сопровождением» набрали наивысшее количество баллов и стали чемпионами. Из полусотни хоров мира мы стали лучшими.
— Столько поездок таким огромным составом! Наверное, случались забавные истории, которые вспоминаются по-особенному?
— Историй не счесть и забавных, и не очень, есть и те, о которых даже спустя время вспоминаешь с содроганием. Например, во время выступлений во Франции у нас была экскурсия, группа тогда была большая, гуляли в районе Эйфелевой башни. Одна наша девочка решила пошутить и спрятаться, пряталась долго, пока не поняла, что потерялась. Но не растерялась, а обратилась к продавщице одного из павильонов, и ее забрали в русское посольство. Пока мы, как сумасшедшие ее искали, в полной панике, с полудня почти до самого вечера, она с удовольствием осматривала достопримечательности Парижа на красивом автомобиле русского посольства, ее провезли по всем историческим местам. Так что ее шалость хоть и стоила нам нервов, ей, вероятно, запомнится как что-то очень занимательное. Все закончилось благополучно.
Еще часто вспоминаются эмоции от наших выступлений у зарубежных зрителей. Мы покоряли своим русским репертуаром, манерой исполнения. У нас очень хороший концертмейстер – Татьяна Александровна Асанова, заслуженный работник культуры Амурской области. Часто, кстати, наш хор почему-то принимали за столичный. Даже был такой случай, в Италии у нас был концерт, и в афише написали «Московский хор».
— Наверное, сложно поверить, что такое мастерство можно отточить на периферии. А что сегодня в репертуаре хора «Детство», преимущественно классика или все-же есть новые веяния? Чем берете своего слушателя?
— В репертуаре хора очень много произведений. Конечно, классика, и русская, и зарубежная, но мы любим петь и русские народные песни, много и современных произведений. Есть и популярные произведения, которые звучали в нашем исполнении на концертах, например, даже «Богемская рапсодия». Мы над репертуаром очень много работаем. Я, как руководитель коллектива, никогда не беру произведения, которые были бы просто в угоду массовому слушателю. В любом случае для детей это какой-то ценный репертуар, который, первое, научит чему-либо профессионально, а второе, даст возможность мыслить, думать, познакомит с эпохой, с историей, с композитором, с произведениями, которые стали достоянием, имеют культурную ценность.
— Пока наш разговор находится в таком серьезном русле, думаю, самое время задать главный вопрос. Как Вы считаете, столько лет проработав в этой сфере, какая у Вас миссия, основная задача, как руководителя хорового коллектива?
— Самое главное – это воспитание детей. Хоровая школа – это не просто пение каких-то произведений, это воспитание, образованность и образование. Каждое произведение – это эпоха, стиль. Я вижу, как дети меняются в процессе учебы. Становятся более дисциплинированными, серьезными и на многие события и ситуации смотрят по-другому. Мы часто с детьми говорим о глубоких, очень ценных моментах, о которых надо подумать, проанализировать свои поступки. Это и база для дальнейшего музыкального и культурного развития каждого конкретного ребенка.
— А услышать ваш хор можно только на концертах и конкурсах или вы в ногу со временем активно участвуете в творческих коллаборациях?
— Наши дети участвуют в различных проектах. Например, сейчас театр городского Дома культуры готовит проект «Молодая гвардия», это будет живой звук с живым оркестром «Amur Jazz Band» под руководством Анатолия Хопатько. И наши дети будут там исполнять партии главных героев спектакля. Наших детей приглашали на съемки международного художественного фильма, снятого Никитой Михалковым совместно с коллегами из КНР. Фильм называется «Огонь в пламени войны». Наши дети пели произведение Рахманинова «Богородице Дево, радуйся» в храме вместе с китайскими детьми. Чтобы китайские дети на русском языке тоже пели это произведение, мне, как дирижеру, приходилось с ними заниматься. Очень интересный был опыт. Они очень быстро, кстати, выучили произведение и потом все вместе исполняли.
— Очень интересные у ваших ребят проекты, бесценный опыт. А вот для каждого хористаandnbsp; лично какой максимум можно достичь, будучи в хоровом коллективе? К чему стремятся? Что ценно и почетно?
— Многие дети стремятся и становятся солистами, это достижение внутри коллектива. А еще ценно, что, пройдя через нашу школу, ребята поступают в средне-специальные учебные заведения и продолжают учиться дальше. Есть у нас и свои звезды. Таких примеров много. В прошлом году наша выпускница Березкина Эльвира поступила в Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Римского-Корсакова на вокальное отделение, на бюджет. В этом же училище на старших курсах на дирижёрском отделении учится еще одна наша выпускница Вика Яночкина. Закончила это училище наша выпускница Лиманова Настя, сейчас она учится дальше уже в консерватории и много гастролирует, поет в опере. В прошлом году наша хористка Лиза Довженкова поступила в столичное училище имени Гнесиных, сейчас она на втором курсе, активно участвует в концертной деятельности, ее часто можно видеть на сцене Кремля, на концертной площадке на Красной Площади. Вот такие профессиональные певцы выходят из нашего коллектива. Я считаю, что это максимально высокие достижения для нас. andnbsp;
— Правда, космический уровень. А как к вам попадают? Этот вопрос, думаю, уже у многих наших читателей возник. И сколько сейчас вокалистов в хоре?
— Сегодня у нас 45 детей. Это не большой состав, но и не маленький. Этот год стал особенным, состав почти полностью обновился, многие ребята уехали, на их место пришли новые хористы. С осени ведем активную работу и вот уже в декабре почти полным составом едем на конкурс концертных программ в Санкт-Петербург. Попасть к нам довольно просто. Нет какого-то определенного жесткого отбора. Если дети учатся в Центральной детской школе искусств, с 10 лет могут прийти в хор «Детство» и начать заниматься. Кто выдерживает наш режим, ритм, график, а мы практически каждый день занимаемся, с 17:30 до 20:00 по будням и в воскресенье с 11 до часу, тот остается в нашем хоре надолго.
Источник новости: Amur.Info