Олег Кожемяко: проблем на острове очень много

Амурский журналист Александр Ярошенко записал интервью с бывшим губернатором Приамурья, а ныне врио губернатора Сахалинской области Олегом Кожемяко. Олег Николаевич в новой должности находится уже два месяца, после того, как его предшественник был отстранён от должности. Разговор с сахалинским губернатором опубликован в «Российской газете» и  представлен в виде монолога, который Амур.инфо приводит полностью.

«Все не просто так…»

С каким чувством пришел работать в этот кабинет? Честно скажу, с осторожным, потому что все не просто так… Арест моего предшественника сказался на работе всего губернаторского корпуса России. Никто не ожидал, что здесь происходят такие процессы, аресты чиновников для многих стали большой неожиданностью, это удар по обществу, удар по вертикали власти.

Хорошо, что это произошло сейчас, что не дали метастазам разрастись дальше, иначе бы зараза охватила все те хорошие начинания, которые Сахалин делал в былые годы. Если бы сегодня эту деятельность не пресекли, то последствия были бы гораздо более тяжелыми.

А проблем на острове очень много.

И эти проблемы нужно решать, люди надеются и ждут от власти конкретных действий. Я имею в виду всех сахалинцев, ведь те проекты, что были запущены ранее, коснутся каждого из живущих здесь.

Беда, что многие инициированные властью проекты никак не обсуждались с населением. И понятно, почему: некоторые из них были настолько, мягко говоря, вызывающе безумны, что никогда не получили бы одобрения рядовых сахалинцев.

Примеры? Ну, скажите, как можно было убедить людей в необходимости потратить восемь миллиардов рублей на строительство аэропорта? Если в сущности такой аэропорт можно построить миллиарда за два с половиной, ну максимум за три. Или как отнеслись бы жители острова к приобретению за счет бюджета в Южно-Сахалинске бэушных зданий по 170 тысяч рублей за один квадратный метр?

Здания находятся в таком состоянии, что еще такую же сумму нужно вложить в их ремонт, чтобы они отвечали задачам, под которые их покупали.

А как объяснить людям покупку судна 1968 года выпуска за 120 миллионов рублей?! В ремонт которого тут же вкладывают дополнительно 40 миллионов рублей, и еще 22 миллиона тратится на его переправку. А строительство в Южно-Сахалинске дворца спорта «Кристалл»? Дело, безусловно, важное, но строить нужно не по завышенным ценам…

Понимаете, Дальний Восток – край малонаселенный, статистика говорит, что у нас проживает один человек на квадратный километр. Но не надо думать, что если ты один на километр, то никто тебя не видит и ничего про тебя не знает. Все эти договоренности об “откатах” известны людям…

Кто капремонт делает?

Меня спрашивают, как вернуть подорванный авторитет власти? Здесь все просто – необходимо быть ближе к народу, свои идеи сверять с мнением людей. И чтобы от этих идей был реальный результат для общества. Не сочтите за пафос, но главное, чтобы власть была честная. Это не трудно достичь: не принимай неприемлемых предложений. И все! Окружающие начнут быстро понимать уровень твоей честности.

Дело местной власти – дороги, тротуары, облик наших дворов , домов и улиц. Состояние школ, детских садов и очереди в них. Это не банальные вещи,

это и есть жизнь. Часто ссылаются на дефицит средств, но больше чем средств, не хватает требовательности, контроля и спроса… У чиновников порой не хватает прививки спроса. Тогда как должна быть бескомпромиссная ответственность за бюджетные деньги.

Домой на капремонт друзей не нанимают, а нанимают профессионалов. Зато за бюджетные деньги некоторые позволяют себе привлечь друзей… Скажу так, если работаешь честно, если от твоего дела есть общественная польза, то никаких перемен бояться не нужно.

Кадры не решают всё

Я особо не старался кого-то менять, люди в основном остались работать на своих местах. С кем-то, правда, пришлось расстаться, но не по моей прихоти, а благодаря ранее совершенным ими же противоправным действиям. Материалы служебных проверок и оперативные данные ясно показывают, что человек отличается, мягко говоря, недобросовестностью… По привычке я берегу чиновников, знающих специфику региона, которые сделали для него много полезного, а не просто занимались бумагами. Беда наших чиновников – боязнь принимать решения: начинают перестраховываться, излишне консультироваться. Ну, раз тебе дали полномочия – делай и отвечай за сделанное, а не можешь делать, то что протирать штаны в кресле?

Откровенно скажу, не хватает достойных кадров в сельском хозяйстве. Ввели институт советников – из числа тех, кто в советские годы руководил сельхозпредприятиями. Они знают регион не понаслышке …

Новая программа по развитию Сахалина, безусловно, должна опираться на действующую. Нужно подправить, заложить какие-то новые концептуальные вещи, и она будет работать эффективно. Дел много. Это и продолжение работы по горнолыжному отдыху. Для Дальнего Востока это наиболее яркий проект. В городе сел на фуникулер, и через 15 минут уже катаешься на горных лыжах – нигде нет таких условий, а в Южно-Сахалинске есть.

На это направление не жалко вкладывать деньги, оно будет работать сотни лет и сотни лет будет притягивать к себе людей с разных регионов России и зарубежья. Вместе с этим будет развиваться и город. Сейчас с мэром Южно-Сахалинска отрабатываем большие программы по изменению облика города, по созданию бренда областного центра. Работы очень много по всем муниципальным образованиям. В Невельске весьма эффективный мэр, который любит свой город, много делает для него. И мы готовы ему помогать.

Плачевная ситуация в Корсакове, там власть вообще потеряла связь с народом, для нее главнее стали пункт, параграф, а не живой человек. Ну как можно делать дорогостоящий ремонт в Доме культуры, при этом забывая ремонтировать крышу…

Испытание изобилием

Годовой бюджет региона 145 миллиардов, таких субъектов в России немного, можно на пальцах посчитать. Наверное, к этому здесь оказались не готовы, с таким бюджетом можно заблаговременно все спланировать, чтобы вместо рациональных вложений средств не началось их разбрасывание. Когда нет денег – это плохо, но когда их становится много и мы к этому не готовы, то получается еще хуже. Не зря у древних одна из самых изощренных пыток была пытка объеданием.

При богатом бюджете Южно-Сахалинск нуждается в хороших дорогах, в спортивных площадках и парках. Но когда власть с таким увесистым кошельком в руках решает делать ямочный ремонт дорог, которым нужен капитальный, то это вызывает удивление… В области большой процент ветхого и аварийного жилья. Однако регион в федеральной программе по переселению из ветхого и аварийного жилья был представлен только одним городом – Южно-Сахалинском, и то заявка была неправильно оформлена. Хотя была разработана областная программа. Но пошли привычным, упрощенным путем: выкупали построенное. Не был разработан единый стандарт, не было конкретных проектов, люди не знали, кто в какой дом переезжает и когда. Все это вызывало массу вопросов у населения, строители же ориентировались на непонятное “честное слово”, что у них обязательно выкупят построенное жилье.

Самое главное, что федеральный центр не участвовал в этой программе. Что получилось в реальности? Сахалинская область вложила шесть миллиардов рублей, а если бы пошли дорогой софинансирования, то было бы вложено двенадцать миллиардов. В два раза больше бы охватили жителей. Наличие денег позволяло расслабиться. И не только… Федеральные деньги – это иная мера ответственности и стандарт иной, там графики и условия работы жесткие. Вот этой ответственности предшественники, видимо, и не хотели.

Сахалин и Курилы – это не край земли, наоборот, там Россия начинается, это принципиально разные понятия. В последние годы государство вложило в развитие Курильских островов большие деньги: сегодня самолеты туда летают настолько регулярно, насколько позволяет погода, строятся дороги, приводится в порядок социальная сфера, во все это вкладывались большие средства.

Необходимые проекты будем финансировать из областного кошелька. Есть здравая идея сделать там территорию опережающего развития, там неплохо развивается рыбоводство. На островах великолепная рыбалка и роскошные бальнеологические места. Сегодня первостепенно не только обустройство Курил, но и их экономическая интеграция. Пробуксовывает человеческий фактор, агентство по развитию Курил базируется в Южно-Сахалинске, это в корне неправильно. Чтобы развивать территорию, надо жить на ней. По-другому не бывает.

Рыба – не мясо

Хватает проблем и в рыбоводстве, нередки излишние административные барьеры, связанные с ветеринарными и прочими сопровождениями. Где-то есть предвзятость определенных чиновников… Кстати, сейчас таковых становится меньше.

Кроме того, рыбодобывающая отрасль не была привязана к потребностям населения, а как бы существовала сама по себе. Большая часть рыбы уходила туда, где железная дорога и отлаженная логистика. Парадокс, но паромная переправа от Холмска до Советской Гавани стоит столько же, сколько доставка от Совгавани до Москвы. Конечно, рыбаку выгодней отправить продукцию во Владивосток, а оттуда по железной дороге перегнать ее в другие регионы. Регион вылавливает порядка 700 тысяч тонн рыбы. Но… на Сахалине рыбопродукция в магазинах дороже, чем на материке. Пример: минтай на базе 65 рублей за килограмм, а в торговле он уже стоит 120. У власти не было воли сделать все возможное, чтобы торговые накрутки не были такими грабительскими. Поэтому мы сейчас сделаем так: чтобы до 10 процентов объемов продукции рыбак поставлял на сахалинский берег, пропишем это по всем видам рыб, по объемам, по срокам промыслов. Товаропроводящие сети приведем в нужное состояние. Рыбаки к этому готовы, для них это не является потерей. Задача непростая, но организовать это все можно и нужно. Надо расширить доступ людей к любительскому рыболовству. Этот неотъемлемый сегмент островной жизни был искусственно ограничен и зарегулирован. А человек должен получить лицензию и ловить спокойно, целые прибрежные поселки живут за счет любительского рыболовства. Для коренных и малочисленных народностей Севера будет выделена необходимая квота, без лишнего бюрократизма. Но вместе с тем нужно сделать так, чтобы в эти общины не попадали сомнительные личности, которые не имеют отношения ни к коренным, ни к малочисленным народностям Севера, но прикрываются ими для браконьерства.

В области было два министерства: экономики и инвестиций, а министерства рыбного хозяйства не было. Это неправильно, рыболовство с сельским хозяйством мешать не стоит. Рыба особняком от мяса стоит. А вот почему инвестиции отделены от экономики – для меня остается загадкой.

Дух Сахалина

Этот регион, особый во многих аспектах, начиная с непростых климатических условий и уникальной истории. Тут особый дух. Это край моряков и рыбаков. Здесь есть свои нефтяники. Сахалинцы очень любят свою землю, красивую природу. Народ здесь богаче по уровню доходов, и поведение у людей иное. Назовите мне на Дальнем Востоке хоть одно место, где есть настоящие японские рестораны? А на Сахалине это привычное явление.

Я урезал свою заработную плату на двадцать процентов. Она была просто несоизмерима с понятием «бюджет», в моем понимании. Ее размер? Даже неловко говорить… Не нуждающийся я человек. Сейчас введем механизм, чтобы чиновники высокого уровня за квартиры платили, за служебное жилье можно платить и по рыночной цене. А то за счет бюджета жили, не тужили. Так не пойдет.

Мой здешний быт? Мне дали неплохую квартиру: две спальни, зал, квадратов сто будет, больше и не надо. Жена и дочь приезжают, места хватает всем.

В квартире днями не бываешь, пользуешься по большому счету спальней, ванной комнатой и беговой дорожкой. Со временем уеду за город, я люблю жить на земле. Любимых собак еще не забрал, но скоро одну заберу, самую маленькую. Скучаю по ним…

Хорошо, что жена спокойно относится к зигзагам моей жизни. Мы с Ириной уже вместе двадцать семь лет, много что пережили. Правда, после моего последнего назначения дней десять турбулентило: как, зачем, почему…

Но приехала сюда и оттаяла, понравился город, понравились люди – тут больше открытости и великодушия…

 

 

Источник новости: http://www.amur.info/news/2015/05/29/94656