Неслучайные случайности: амурчане о том, как и кому достаются «блатные» автономера

 
 

МВД России предлагает продавать автомобильные номера на государственных аукционах. Правоохранители считают, что сейчас теневая продажа номеров «престижных серий» достигла своего пика, пишет «Российская газета». В Приамурье «красивые» номера тоже популярны. Почему автовладельцы готовы выкладывать за них десятки и даже сотни тысяч рублей, где покупают такие знаки и правда ли, что «особый» номер помогает избежать встречи с сотрудниками ГИБДД – этому посвящён специальный репортаж благовещенской телекомпании «Альфа-канал».

…Они могут привлекать удачу, положительную энергетику и финансовое благополучие. Они – не талисманы и амулеты. Это заветные три буквы и цифры, точнее, их сочетания. Речь идёт об автомобильных номерах, которые называют «красивыми», «престижными» и «блатными». Такие знаки – удовольствие не из дешёвых. Правда, пока на их продаже зарабатывают предприимчивые люди, а не бюджет. Федеральные власти хотят это изменить и продавать знаки на государственных аукционах.

«Вот у меня обычный номер – 419 ЕОА. Нормальный номер», – пожимает плечами благовещенский автомобилист Альберт Петросян. Вместо трёх счастливых семёрок он прикручивает к бамперу ничем не примечательный номер. Конечно, признаётся Альберт, он хотел получить знак с красивыми цифрами – как объясняет, «чтобы уважали на дороге». Но рядовым амурчанам такой джек-пот выпадает очень редко. «Это на заграничных машинах – японские “лэндкрузеры”, импортные, американские, “инфинити”. Дорогие, сильно дорогие. А владельцам обычных машин – нам, смертным, и так хватает», – считает Альберт.

В Благовещенске больше всего машин с «красивыми» номерами можно видеть возле кафе армянской кухни. Немало их и у зданий мэрии и правительства – особенно в дни сессий или заседаний гордумы. «У меня эти номера уже несколько лет. Я их приобретал… то есть, приобретал машину с этими номерами», – запинаясь, говорит депутат Благовещенской городской Думы Сергей Завьялов. «Случайно получил в ГАИ», – смеётся другой депутат гордумы Юрий Грошев. Автомобилисты с обычными номерами в такие случайности не верят. «Покупают через знакомых, кто работает вот тут», – указывает на здание ГИБДД прохожий.

Престижным считается номер с удачным сочетанием цифр и букв. Самые популярные и дорогие – это когда совпадают и буквы, и цифры: например, три единицы и «анны», три «ольги» и семёрки. Ради «красивого» номера автомобилисты ездят даже в другие районы Амурской области – например, в Тынду амурчане отправлялись за серией «ВРУ». В Тамбовку – за номерами с буквами «ВОР». А в Благовещенске множество поклонниц собрала «ЕВА». «Красивые» номера спасают от инспекторов ГИБДД – верят некоторые автомобилисты. Считается, что иммунитетом обладают машины с номерами серии «АМР» – их можно встретить на правительственных машинах. Есть якобы неприкосновенная серия «КМА», принадлежащая силовикам. Ещё одна «блатная» серия – «ЕКХ». Такое сочетание народ расшифровал как «Езжу Как Хочу». «По действующему законодательству, никаких привилегий для владельцев транспортных средств с определёнными номерами не существует, поэтому если у инспектора есть основание для остановки, он обязательно остановит этот автомобиль. И если выводит состав какого-то административного правонарушения, то примет все меры к наказанию такого водителя», – уверяет инспектор отделения управления ГИБДД по Амурской области Андрей Бурмантов. На уточняющий вопрос корреспондента: «А правительственные серии, серии, которые у сотрудников правоохранительных органов?» он отвечает: «Никаких привилегий по законодательству не предусмотрено».

«Это раньше там были обкомовские, наркомовские номера, милицейские. Сегодня эта функция “красивого” номера – это эстетические предпочтения владельца», – рассуждает председатель амурского регионального отделения «Российской автомобильной федерации» Виктор Черемисин. У председателя амурского отделения «РАФ» и бывшего вице-мэра Благовещенска Виктора Черемисина есть несколько машин с престижными номерами. «Эти номера я не покупал. Эти номера я в своё время, там служба ГАИ за то что им оказывали помощь в организации движения, они сами презентовали такие номера. Была у них такая возможность», – поясняет Виктор Юрьевич. Магическими свойствами «красивые» номера, по мнению Черемисина, не обладают и от камер видеофиксации правонарушений не спасают. Однако они ясно дают понять окружающим, что у их хозяина есть большие деньги и связи. «Наверняка на “порше” случайно оказался номер “три восьмёрки”», – шутит председатель.

Знающие люди рассказывают, что схема проста. Когда заветный номер приходит – заветный знакомый в ГИБДД звонит и просит подойти к заветному окошечку в регистрационный отдел. По словам водителей, складывается впечатление, что некоторые цифры как бы «зарезервированы» организациями. Например, часто машины пожарных и спасателей имеют номера 001 или 911. По официальным сведениям, это тоже – случайность. «Ну, номера обычно случайность, если такие попадаются. Очень приятно, что у “форда”, на котором мы несём дежурство, номер 911», – признаётся Дмитрий Старков, спасатель поисково-спасательного отряда Благовещенска. «В соответствии с законодательством, регистрация автомототранспортных средств осуществляется с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков, которые выдаются в соответствии с очерёдностью их цифровых значений без резервирования физическими и юридическими лицами отдельных серий либо сочетаний символов. Таким образом, государственный знак присваивается на транспортное средство и гражданин не может его выбрать себе по желанию», – сообщает инспектор по особым поручениям отделения пропаганды амурской ГИБДД Мария Забыкина.

Вопросы о «красивых» номерах почти всех опрошенных журналистами автовладельцев заставляли замешкаться, улыбнуться или понервничать. Некоторые сразу отказывались разговаривать. Другие пытались обвинить корреспондента в том, что готовящийся репортаж – это «заказ» на бывшего начальника Госавтоинспекции Александра Зеленина, а потом тоже отказывались разговаривать. А третьи хотели убедить журналиста, что темы для сюжета просто нет.

Вот и в Госавтоинспекции поначалу редакции прислали письменный ответ, в котором сказано, что амурские дорожные полицейские не знают такого понятия как «красивые» номера. Позже комментарий на камеру всё-таки согласовали. Правда, снять, как хранятся номера по ту сторону окошка МРЭО, не разрешили. Кадры предоставил отдел пропаганды.

«Всё это решается с точки зрения рыночной экономики – продавайте-покупайте. Заработал, купи себе номер», – предлагает решение проблемы Виктор Черемисин. Кстати, нужные номера легко купить через Интернет. Стоят знаки от 10 тысяч до 3 миллионов рублей. Цены в регионах ниже, чем в Москве. Дороже всех обходятся номера спецслужб. За три семёрки просят 200 тысяч, три восьмерки обойдутся в 100 тысяч. И ведь покупают!

Корреспондент позвонил по номеру, указанному в объявлении о продаже знака. Номер местный, благовещенский. Далее произошёл такой диалог:

– Здравствуйте, скажите, пожалуйста, а вы номера продаёте?

– Какие?

– Семёрки.

– Нет, ну, 028 только есть.

–А сколько стоят?

– 60 тысяч рублей. Я выпишу договор купли-продажи на вас. Вы делаете перегистрацию и машина становится ваша, как и номера. А потом делаете перергистрацию, и эти номера оставляете себе.

Формально схема законная. Однако на камеру честные продавцы говорить отказались. Но по телефону рассказали, откуда берутся «красивые» номера. Такую же схему обрисовал и один из благовещенских автомобилистов Николай Ковалёв: «Едет по дороге – видит “Жигули”. Останавливается и говорит: “Продай эти “Жигули” за сотню”. А “Жигули” стоит тысяч 20 всего. Всё-таки покупает “Жигули” за сотню и перекидывает номера на свою машину, а потом на другие. Ну, и потом продаёт. Тысяч 150 приличный номер да стоит. В итоге 50 тысяч человек заработал».

В нескольких регионах страны водители-счастливчики получают «красивые» номера под Новый год: Госавтоинспекция устраивает лотерею. В ряде областей знаки распределяет компьютерная программа. А в некоторых странах страховые компании номера продают на аукционах и перечисляют часть денег государству.

В России тоже предлагают официально продавать «красивые» номера. Законопроект о продаже знаков по фиксированной цене в 150 тысяч рублей в прошлом, 2013 году депутаты Госдумы не поддержали. В этом году полицейские предложили продавать номера на аукционах, чтобы уйти от серых схем и коррупции. Если инициативу поддержат, деньги пойдут в бюджет, а не в карманы отдельных людей. 

 

 

Источник новости: http://www.amur.info/news/2014/12/10/86590