События, происходившие 30 ноября – 1 декабря на таможне города Хэйхэ, когда сотни россиян не могли вернуться домой, вновь заставили говорить о создании в Хэйхэ пункта помощи российским туристам. Эта тема поднималась неоднократно, после каждого ЧП, случавшегося на китайской стороне.
Когда решится вопрос о создании пункта помощи для россиян в Китае, неизвестно. Туристам из России на соседнем берегу остается надеяться исключительно на себя. Видео, снятое мобильным телефоном весной 2008 года запечатлело, как россияне пересекают границу, как будто в Китай они отправляются не за покупками, а за острыми ощущениями.
Сергею Карееву надолго хватило впечатлений от путешествия в Китай. Сергей поехал в Поднебесную летом 2006 года. Тогда китайцы не выпускали российский корабль, требуя выдать им какого-то русского туриста. Пассажиры провели на теплоходе весь день. Их не выпускали на берег даже для того, чтобы купить еду. «Я звонил в управление внутренней политики. Здесь было ни до кого дозвониться, даже в администрацию Амурской области. Это было еще до Колесова, – вспоминает Сергей. – Здесь каким-то образом остановили теплоход с китайцами, и поздно вечером нас обменяли». Теперь Сергей Кареев избегает поездок в Китай, но говорит, что отношение соседей ощущает всегда. Что-то доказывать китайцу – бесполезно. А до ближайшего российского консульства в Шеньяне почти тысяча километров. «Нужно наконец-то сказать прямо, во всеуслышание, чтобы услышало правительство Амурской области – российский турист в Китае – бесправен! Китайцы считают, что мешочники – люди. Их могут огреть дубинками», – предупреждает Сергей.
О создании пункта помощи в Хэйхэ говорят не первый год. Проблему поднимают, как только за рекой случается очередной инцидент. Потом обсуждения плавно затихают до следующего конфликта россиян и китайцев.
Неделю назад, 1 декабря, обезумевшие люди штурмовали таможню Хэйхэ, чтобы уехать домой. Евгения Сафонова, попавшая в давку на таможне, поделилась впечатлениями о поездке в Хэйхэ в программе «Простые вопросы». Евгения говорит, что больше никогда не поедет в Китай на «пумах».
Между тем поток желающих попасть на другой берег Амура не уменьшается. Уменьшается лишь доверие к властям, которым в случае чего не дозвониться, не достучаться. А отправляясь в Хэйхэ, остается надеяться только на себя. Или на волю случая.
12 декабря в правительстве Амурской области обсудят необходимость создания пункта помощи российским туристам на таможне города Хэйхэ. Ожидается, что в Благовещенск приедет делегация из Хэйхэ во главе с заместителем народного правительства Чжао Гуйъин. «Нужно рассмотреть целесообразность появления такого пункта помощи, – считает Антон Ивлев, пресс-секретарь губернатора Амурской области. – Что должен делать этот пункт помощи? Какие функции должны на нем лежать? Если идет вопрос о расселении граждан России на территории Китая, то это не функция пункта помощи. Кто за это должен платить? Проблемами туристов должен заниматься, в первую очередь, перевозчик».
По мнению амурских властей, проблема заключается еще и в том, что перевозчик не указывает в билетах конкретную дату возвращения туриста в Россию. Из-за этого на китайской таможне и получается столпотворение, особенно в выходные. Большинство людей решают вернуться домой, а перевозчик не в состоянии доставить всех на другой берег. Экстренные телефоны не всегда бывают доступны. В правительстве Амуроской области ситуацию прокомментировали так: «Переговоры с китайской стороной начались в воскресенье, как только перевозчик сообщил о возникшей проблеме, хотя министр внешнеэкономических связей только вступил в должность. В воскресенье экстренный телефон молчал, потому что у сотрудников правительства шестидневный график работы. На предстоящем совещании будет решаться и этот вопрос. И еще на встрече обсудят график работы китайской таможни в дневное время. Из-за разницы во времени, днем, когда ходят “Пумы”, у китайцев обед. А это тоже сбивает график перевозки туристов».
Источник новости: http://www.amur.info/news/2008/12/11/10.html