Сотовым абонентам расскажут, как не стать жертвой «мобильного лохотрона»

Сегодня в Благовещенске прошло заседание круглого стола «Мобильная грамотность». В заседании участвовали представители сотовых компаний и радиостанций Благовещенска, психолог и начальник отдела по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий УВД. Они обсуждали вопросы, связанные с мобильным мошенничеством. По данным исследований, в 2007 году от него пострадали 9,5 миллиона человек.

Схемы обмана есть самые разные, хотя у преступников есть свои “фавориты”. «Любой человек слышал когда-нибудь об СМС, в которых сказано, что получатель сообщения выиграл какой-то приз. Очень часто мошенники ссылаются на радиостанции, однако представители благовещенских радиостанций могут подтвердить радиоведущие никогда бы не потребовали сообщать им номера и коды карт оплаты», – говорит специалист по связям с общественностью Амурского филиала «Вымпелкома» Михаил Шамотин.

Как правило, подобные СМС мошенники присылают из регионов, отдаленных от Амурской области. Так обманщиков сложнее найти и наказать. Основной способ борьбы с телефонными мошенниками заключается в том, чтобы абоненты были бдительны и проверяли любую информацию, полученную в СМС или в телефонном разговоре. С точки зрения же закона привлечь таких мошенников к ответственности очень непросто.

Амур.инфо приводит несколько самых распространенных схем мошенничества:

«Случай с родственниками»

Мошенник представляется родственником, другом или сослуживцем Вашего родственника и взволнованным голосом сообщает, что с ним приключилась беда (попал в аварию, сбил человека). Беда, как известно, не приходит одна. Вот и у пострадавшего во время аварии сломался телефон (сели батарейки, отобран бандитами, потерялся) и приходится звонить с чужого. Предстоит еще очень много звонков, поэтому необходимо пополнить человеку баланс. Далее следует просьба купить карточку на 10, 20, 50 и даже 100 у.е. и продиктовать по телефону ее секретный код. Находясь в стрессовом состоянии или замешательстве, люди легко соглашаются помочь. Если же номер не проходит, «пострадавший» просто вешает трубку. Войдя в раж, мошенники начинают раскручивать своих «родственников» на наличные. После пополнения баланса они перезванивают и с облегчением сообщают, что конфликт улажен – от пострадавших в ДТП сторон удалось откупиться. Нужно лишь в условленном месте передать посредникам деньги (от 300 до 1500 у.е.). Передавая необходимую сумму, человек и не подозревает, что делает очередное добровольное пожертвование.

«Ложный приз»

На мобильный телефон абонента звонит лже-ведущий известной музыкальной радиостанции и поздравляет с выигрышем ценного приза. Чтобы получить приз, необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию. Дозвонившегося поздравляют, он передает приветы, заказывает песню и узнает еще одну приятную новость: он не просто получит приз – телефон – его сразу же подключат, нужно лишь в течение 30 минут купить карту пополнения счета вышеназванной компании и сообщить ее данные диджею. Заплатив деньги и придя через несколько дней за подарком, обманутый абонент узнает, что на радиостанции никто подобного конкурса не проводил, так что долгожданного телефона он не получит. Да и купленная карточка уже не пригодится – «награждающие» давно перевели с нее деньги на свои счета.

«СМС-просьба»

В последнее время абоненты сотовых операторов стали получать СМС с просьбой «У меня проблемы, позвони по _______ номеру, если номер не отвечает, положи на него ____ рублей и перезвони». Некоторые абоненты, особенно люди пенсионного возраста, пополняют счет мошенников, думая, что пишет кто-то из близких людей.

«Платный код»

Вам звонит человек, представляющийся сотрудником службы технической поддержки (центра поддержки клиентов) сотового оператора с предложением подключить новую эксклюзивную услугу (варианты: для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, для улучшения качества связи). Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку лже-сотрудника код, который является комбинацией для осуществления перевода средств со счета абонента на счет мошенников.

«Штрафные санкции» оператора

Мошенник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора сотовой связи и сообщает, что при замене тарифного плана Вы не оповестили оператора (варианты: не внесли своевременно оплату, пользовались услугами роуминга без предупреждения и т.д.) и, соответственно, вам нужно оплатить штраф в определенном размере, отправив номера карт оплаты на некий номер (то есть мошенникам).

«Акции» оператора

Абонент получает сообщение об акции, проводимой его оператором. По условиям «акции», абонент до конца недели (месяца, года, жизни) получает возможность осуществлять бесплатные звонки по стране. Для этого ему необходимо всего лишь отослать в службу информационной поддержки (телефоны прилагались) «оператора» коды нескольких карт оплаты. Естественно, выясняется, что оператор никаких акций не проводил, а карты оплаты пополнили счета мошенников.

«Ошибочный перевод средств»

Человек получает СМС, оповещающее о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу же после ему звонит мошенник, который утверждает, что только что перевел деньги на его номер ошибочно и просит вернуть деньги обратно тем же «Мобильным переводом».

Источник новости: http://www.amur.info/news/2008/07/01/12.html