Источник фото: Правительство Амурской области
«Региональная глобализация – единственный путь развития Приамурья» – с такой идеей выступил кандидат экономических наук Сергей Проскуряков.
Регионы сегодня настолько лишены самостоятельности, что сочетание понятий «регион» и «глобализация» вызывает немалое удивление. Тем более для Приамурья — традиционно депрессивной и зависимой территории, несмотря на некоторые наши успехи.
Поэтому идея Сергея Владимировича звучит как минимум интересно. Что же она сулит региону?
Союз нерушимый?
– Итак, суть региональной глобализации — создать в Приамурье своего рода «внутренний регион», то есть автономный независимый союз мирового хозяйства, с собственными экономическими и политическими механизмами и даже отдельной платёжной системой! И вы утверждали, что этому могут послужить различные производства, уже действующие на территории региона?
– Не совсем. Региональная глобализация на первом этапе действительно предполагает создание «внутреннего регионе», но включающего территорию и России, и Китая. То есть сюжет ещё круче! Для подобного рода интеграции действительно сделано много, но о создании чего-то автономного и независимого говорить я бы не стал. Возможно, это дело пока ещё далёкого будущего.
Сегодня нужно говорить о создании максимально открытого и удобного для населения двух государств межстранового кластера, который стал бы своеобразным мостиком дружбы и взаимовыгодного сотрудничества. Хотя в рамках проекта уже нужно серьёзно задуматься о создании собственного банка с отдельной платёжной системой.
– Давайте уточним по структуре «внутреннего региона»?
– Это глубокая комплексная интеграция Амурской области и китайской провинции Хэйлундзян (а не просто порой формальное побратимство), их постепенная трансформация в субгосударственное образование, их ориентация на безграничное (во всех смыслах) взаимовыгодное межстрановое сотрудничество.
Все процессы во «внутреннем регионе» должны быть направлены на комплексное развитие административно-территориальных двух стран, что должно привлечь инвесторов и трудовые ресурсы в нашу область, снизить темпы длящейся десятилетия депопуляции Приамурья, а также стимулировать рост человеческого капитала, о котором я постоянно говорю.
– Но разве при создании ТОРов не ставились такие задачи?
– Они действительно помогли решить некоторые проблемы экономического развития, но, на мой взгляд, этого уже мало. Пришло время перейти от точечных центров роста к развитию всей территории, а это в совокупности более 800 тысяч квадратных километров на протяжении более 1200 километров госграницы! К тому же, идея региональной глобализации позволит не только стимулировать развитие экономик двух стран, но и укрепить политическое сотрудничество, что немаловажно в сложившейся сегодня мировой политической ситуации.
– Вот политический вопрос — самый интересный! Как возможно соединить политику двух не то что государств — двух цивилизаций?
– Несомненно, и институциональную, и функциональную основу внешнеполитического сотрудничества РФ и КНР потребуется скорректировать. Я бы предложил создать спецкомитет с равным количеством в нём представителей двух государств. Члены комитета получили бы реальные инструменты для коррекции внешнеполитических и внешнеэкономических отношений. Эти люди по своему статусу должны быть приравнены к федеральным министрам и членам Федерального собрания — вне зависимости от делегируемой стороны: они в равной степени могли бы влиять на политику госорганов двух стран в сфере международных отношений.
«Включай» политику!
– Насколько я знаю, проект вы предлагали областному правительству. Реакция?
– Её, к сожалению, пока нет. Я очень надеюсь, что идея не оказалась «под сукном», и всё-таки станет основой для формирования качественно нового подхода в развитии международного сотрудничества.
– Насколько возможен проект в условиях западных санкций? Ведь сегодня Китай вынужден торговать с РФ с оглядкой на Запад: часть банков для работы с РФ уже заблокированы. Обсуждается даже бартер РФ – КНР! Дойдёт ли в таких условиях до региональной глобализации?
– Я утверждаю, что она выгодна обеим странам! А в ближайшей перспективе на фоне растущего противостояния России с Западом наше сближение с Востоком будет только усиливаться. И скоро все внешние факторы сойдут на нет.
– Знаете, что настораживает — наверняка, многих: не станет ли «внутренний регион», так сказать, «чёрным входом», через который Китай поглотит Приамурье, или, в лучшем случае, станет угрозой благосостоянию амурчан? Так, в Благовещенске уже есть магазины, ориентированные конкретно на китайцев: цены там такие, что амурчанам ловить нечего! И это только начало: когда откроют все переходы и переправы через Амур, цены на товары и услуги в области станут заоблачными.
– Опасения понятны и естественны. Но вспомним сперва, что произошло в области с приходом российских нефтяников: продукты и жильё резко подорожали, но обнищания населения не произошло. Китайцы, конечно, тоже с «большим рублём», вернее, с «большим юанем», а также с другим менталитетом, ценностями и представлениями о мире. И именно последнее формирует страхи и излишние опасения. Для этого и нужна региональная глобализация – проект не просто экономический, основанный на законах рыночной экономики, а политический, предполагающий создание и постепенное увеличение числа механизмов политического регулирования, создание совместных субгосударственных органов, ориентированных на интересы населения двух стран.
Не спорю, всё новое пугает, но мир меняется неизбежно. Поэтому нужно не бояться восточных соседей, а первыми «включать» политику, выдвигать инициативы и их всемерно развивать, держа руку на пульсе. Только так можно обеспечить высокий уровень защиты населения от тех трансформаций, которые, как вы правильно заметили, уже ярко проявляются в российской экономике.
В проекте региональной глобализации для российской стороны, несомненно, приоритетом должно стать трудоустройство местного населения, снижение постепенного обезлюживания центральных и северных территорий области. Практика показывает, что решить данные проблемы можно, прежде всего, с помощью взаимовыгодного технологического и социального сотрудничества с Китаем. Другого пути у нас нет.
Между тем
Ещё в 2016 г. в области была принята программа развития приграничных амурских территорий до 2025 г., то есть всего, что вдоль Амура: Архаринский, Благовещенский, Бурейский, Константиновский, Магдагачинский, Михайловский, Свободненский, Сковородинский, Тамбовский и Шимановский районы, а также Благовещенск, Свободный, Шимановск. Основные цели — естественно, рост: рабсилы, бизнеса, валового регионального продукта, туризма, объёмов жилья и дорог.
Автор: Информационная служба портала 2×2.su
Источник новости: 2×2.su