увеличить | |||
Свои места в зрительном зале наблюдатели занимают с 8 часов утра, сразу после того как открываются участки. Вахту стойко несут до окончания подсчёта голосов. Бывает, что задерживаются до поздней ночи. На каждом избирательном участке по традиции бдят сразу несколько наблюдателей. В основном по одному от политических партий – это закон уже регламентирует. Наблюдатели следят, нет ли нарушений. «Нарушение – когда один и тот же человек голосует дважды. Когда два человека заходят в кабинку или агитация в сегодняшний день. На данный момент замечаний нет», – отчитывается наблюдатель от политической партии Валерий Гаврилов.
За ходом выборов одни следят даже не в оба – у наблюдателей одной из партий сразу три глаза. Один цифровой. Процесс голосования снимают всё же не полностью: батарейку в приборе берегут для самого главного момента – подсчёта голосов. Виктория Кузьмина – наблюдатель со стажем. На одних выборах ей пришлось пожалеть о том, что цифрового помощника не было рядом: «После того как закрылся участок, выключили свет, а я была одна наблюдателем от КПРФ и узреть, поменяли ли урну, было практически невозможно. Поэтому меня сейчас сомнения берут. Надо было лечь на эту урну, что ли. Это было так неожиданно. А вот было или нет, остаётся теперь догадкой». Пролить свет на ту тёмную историю тогда так и не смогли, уверена Виктория. Официально нарушения не было. И теперь на всякий случай женщина захватила с собой ещё и фонарик.
Некоторые наблюдатели взирают на происходящее с места. Кто-то развивает бурную деятельность: каждые несколько часов даёт кому-то телефонный отчёт. Рассказывает, сколько избирателей уже заглянули на участок, сколько отдали свои голоса по списку, сколько по открепительным удостоверениям. Последние, кстати, есть и у самих наблюдателей. На время они становятся просто избирателями. «Вчера я сходила на свой избирательный участок, взяла открепительный талон и проголосовала сегодня здесь», – сообщает Галина Максимова.
Наблюдатели признаются: находиться весь день на участке тяжело физически. Иногда пост приходится покидать хотя бы затем, чтобы немного подвигаться. «Пройтись по коридору. Конечно, тяжело сидеть всё время. Наверное, я больше не соглашусь быть наблюдателем», – смеётся Ирина Попова.
Смена обстановки тоже помогает: некоторые наблюдатели вместе с комиссией выезжают на голосование на дом. Там следят, чтобы избирателю даже не намекали, за кого отдать свой голос. «Ездили по бабушкам, по дедушкам, в основном к тем, которые не могут ходить, которым тяжело, у кого ноги больные. Нарушений нет, всё было по-честному. Они смотрят телевизор, читают газеты. Сами старички говорят: “Мы знаем, за кого голосовать”», – рассказывает наблюдатель Ольга Лукашина.
Потраченные за день калории наблюдатели восстанавливают по-разному. Некоторые приносят с собой еду, кто-то покупает бутерброды на месте, в буфете. Кому-то угощение приносят родные, а некоторым – товарищи по партии. «Нас утром чаем попоили, бутерброды привезли, сейчас обед привезли, вечером покормят. У нас всё хорошо организовано», – довольна наблюдатель Надежда Скоморох.
Сколько «смотрящие» получат за ненормированный рабочий день, они не говорят. Наблюдающие сами ещё не знают. Возможно, за выборы кто-то разбогатеет на несколько тысяч рублей. Сами наблюдатели общались между собой по-разному – в зависимости от того, какую партию кто представляет и как эта партия относится к оппонентам.
Источник новости: http://www.amur.info/news/2011/12/04/12.html