Источник фото: ГК "Дважды два"
В гостях у редакции портала 2х2.su побывали бывший воспитанник детского дома Серафим, его наставник Анастасия и психолог Ольга Кайгородова.
Детский дом тянется за ними всю жизнь, – считает жительница Благовещенска Анастасия.
Шесть лет назад она стала мамой и наставником для 15-летнего Серафима. Вместе они прошли через множество трудностей и кризисов. Амурчанка на личном примере увидела, как на детях отражается жизнь в казённых домах. И недавно ей пришла идея, каким образом это можно изменить.
Журналист портала 2х2.su поговорил с Серафимом о трудностях в детском доме, а также узнал у Анастасии и психолога Ольги Кайгородовой, что поможет ребятам из детских домов социализироваться и стать частью здорового общества.
История Серафима
Трагическая смерть мамы, тяжёлая болезнь папы, жизнь в сменяющих друг друга детских домах и приютах – всё это обрушилось на плечи 8-летнего Серафима.
Мама умерла, а папа мальчика из-за проблем со здоровьем не смог о нём заботиться. Несколько лет его отец пытался всё наладить, но эти попытки не имели успеха. И Серафим снова оказывался в приюте.
В 13 лет отец умер. Меня взяли под опеку родители моей одноклассницы. Полтора года я жил в приёмной семье. Но потом понял, что мы не сходимся характерами. Я отказался от приёмной семьи, и меня отправили в детский дом, – поделился юноша.
Так Серафим уже без надежды на «домашнюю» жизнь оказался в детском доме. По словам молодого человека, общение с ребятами из приюта не заладилось сразу. Ему хотелось понравиться другим детям и найти друзей, но, к сожалению, это не оценили.
Ещё перед приездом в детдом я попросил своих друзей купить чего-нибудь вкусного с собой в дорогу. Думал, приеду, угощу всех, мы попьём чай и познакомимся. Но оказалось, кто-то из старших взял мой пакет со сладостями и присвоил себе. А все остальные дети были настроены агрессивно. Грубо говоря, они считали меня чужим, потому что я был как бы из семьи, а они всю жизнь росли в приюте, – рассказал Серафим.
«Старшими» парень назвал не тех, кто взрослее, а тех, кто выше по созданной иерархии. По словам Серафима, у определённых детей в детском доме есть своего рода авторитет.
Была компания, которая давила на других морально и физически. Надо мной грубо подшучивали. Иногда в меня швырялись тапками. Оставались синяки. Я понял, что нужно приспособиться, чтобы выжить там. Сдружился с другими ребятами, которые меня защищали.
Но были и ребята, которым повезло поменьше. Наш герой рассказал, что с некоторыми детьми остальным запрещали общаться. К таким нельзя подходить или садиться за один стол, а иначе можно «зафаршмачиться».
Подтолкнула жизнь
Серафим искренне поделился, что сейчас его жизнь сложилась очень даже благоприятно. Ему повезло, он встретил человека, который стал его проводником, помог адаптироваться в обществе и повзрослеть.
Анастасия и Серафим познакомились в детском лагере. Анастасия была там старшим воспитателем. На одной из вечерних планёрок выяснилось, что в лагере между взрослым и ребёнком произошёл серьёзный конфликт.
Воспитатель позволила себе во время ужина при всех оскорбить Серафима. Я решила, что после линейки обязательно поговорю с парнем. Когда я к нему подошла, он смотрел на меня так, словно ожидал агрессии в его адрес. Был похож на напуганного ёжика. Разговор всё-таки состоялся, мы сидели на качелях, и Серафим рассказывал про своё детство, а также про конфликтную ситуацию, случившуюся с воспитателем.
В дальнейшем были разбирательства, а Анастасия проводила всю смену рядом с Серафимом и детьми из детского дома, чтобы не допустить подобного конфликта вновь. Именно так они и сдружились.
Когда смена закончилась и мы разъезжались, я сказала Серафиму, что обязательно к нему приеду. На что он мне ответил: «Все вы так говорите», – не сдерживая слёз, вспоминает Анастасия, – я ответила ему, что всегда держу своё слово.
«Меня отговаривали»
По словам нашей героини, часть её окружения была убеждена, что всё происходящее лишь временный порыв, который в дальнейшем может причинить мальчику боль. Сама же Анастасия уже тогда понимала, какой ответственный шаг она делает.
Найдя адрес детского дома, она долго не могла настроиться, переживала. Но всё же приехала и попросила у директора учреждения разрешение на встречу с Серафимом.
Мы встретились. Я помню его радость в глазах. Он смотрел и не верил, что к НЕМУ приехали! Мы обнялись, поговорили. Другие ребята с любопытством выходили посмотреть, кто же там приехал. Серафим с гордостью говорил, что это старший воспитатель из лагеря. Чуть позже Серафим поступил в колледж, заселился в общежитие. Я настояла на этом, потому что знаю, насколько важно социализироваться и найти контакт с окружением. Познакомилась с социальным педагогом, и она дала разрешение на то, чтобы Серафим приезжал ко мне на праздники и выходные. Через три месяца я впервые услышал «мама» в свой адрес.
Отголоски детдома
Анастасия честно призналась, она – мама строгая. И с Серафимом, особенно поначалу, это было просто необходимо. Невооружённым взглядом была видна неподготовленность к самостоятельной взрослой жизни.
Выпускники детского дома плохо знакомы с внешним миром, который так понятен остальным. Я видела, как казённое детство тянется за Серафимом. Всегда желающий казаться лучше и угодить каждому – только, чтобы все видели, что он такой же, как и «домашние» студенты. Социализация проходила нелегко, о многих элементарных вещах приходилось разговаривать по многу раз. Были и конфликты. Многие само собой разумеющиеся действия для таких ребят – трудное испытание. Как общаться с другими людьми, как принимать решения, как найти друзей, как готовить еду и как правильно её покупать?
Анастасия дополнила, согласно статистике, из 100% детей из детских домов своё место в жизни находят лишь 10%. Остальные теряются в алкоголе, наркотиках и т.д. Всё это и подтолкнуло её к тому, что надо что-то менять.
Решение есть
Сама по себе проблема социализации детей из детских домов очень серьёзная. Необходим комплексный подход, который воздействовал бы на всю систему целиком. При таком подходе решатся вопросы взаимодействия в приюте между воспитанниками и педагогами. Кроме того, детям, оказавшимся за стенами социального учреждения, будет намного легче адаптироваться к внешнему миру.
Так считает и Анастасия, которая сейчас занимается созданием проекта, направленного на помощь детям и выпускникам социальных учреждений Амурской области.
У меня появилась идея создать форум для выпускников из детских домов. И это не просто планы. Это уже цель. Сейчас мы совместно с психологом Ольгой Дмитриевной Кайгородовой пишем грант «Учись. Познавай. Применяй».
Ольга Дмитриевна награждена медалью президента РФ В.В. Путина за работу волонтёром в общероссийском проекте «Мы вместе», является волонтёром-психологом амурского объединения «Красный крест», много лет работала в благовещенском комплексном центре социального обслуживания «Доброта» с разными категориями населения.
Амурский психолог давно знакома с этой семьёй и знает проблему изнутри. Именно поэтому она сразу согласилась стать частью такого проекта.
Ольга Дмитриевна убеждена, работа в детском доме накладывает на педагогов свой отпечаток. Их профессиональная деятельность, по мнению психолога, имеет две особенности:
- высочайший уровень ответственности сотрудников этого учреждения;
- экстремальные условия, связанные с повышенным уровнем психотравмирующих событий: работа с детьми, страдающими нарушениями психического развития, соматическими заболеваниями и т.д.
Психотравмирующие события становятся постоянным источником эмоционального стресса для педагогов детских домов, который проявляется на психологическом или поведенческом уровне. Длительный эмоциональный стресс формирует определённые особенности личности: повышенную чувствительность и тревожность, неуверенность в себе, внутренние противоречия, – рассказала Ольга Дмитриевна.
Психолог дополнила, что профвыгорание – важный аспект в любом учреждении. И наиболее актуально это для работы с детьми.
Работа в этом направлении поможет педагогам и воспитанникам учреждения. Нужны и мероприятия на командообразование – как отдельно для детей, так и для детей вместе с педагогами. Проект поможет преодолеть все недопонимания в коллективе. А это обязательно благотворно скажется на ребятах, которым так необходимы поддержка и внимание.
Цель – научить жизненно важным навыкам
Как рассказала Ольга Дмитриевна, форум будет являться заключительной частью выполненного проекта. Начало работы – проведение мероприятий в детских домах.
У Ольги и Анастасии на этот счёт большие планы. Они хотят организовать полноценный комплекс мастер-классов, встреч, экскурсий, которые будут учить детей из детских домов жизненно важным навыкам.
Грант «Учись. Познавай. Применяй» Ольги и Анастасии сейчас находится в разработке. Они проделывают огромную работу, ведь как уже было сказано, форум – это заключительная часть проекта.
По итогам работы выпускники детских домов смогут:
- бесконфликтно взаимодействовать в коллективе;
- отстаивать личные границы;
- придерживаться своего мнения;
- освоить навыки ведения хозяйства;
- получить знания и применять их на практике в основах финансовой грамотности;
- адресно узнать, где можно получить консультации по медицинским, социальным и юридическим вопросам.
Выпускники детских домов могут быть очень успешными людьми. Детям-сиротам нужны не игрушки, а внимание, разговоры и объяснение возможностей в жизни, – подытожили наши героини.
Если вы хотите помочь в реализации этой идеи или даже стать одним из специалистов форума, можете напрямую связаться с Анастасией по номеру телефона: 8-914-598-15-23 Автор: Лилия Фомина
Источник новости: 2×2.su