«Родители в панике!»: амурский психолог о готовности первоклассников, дезадаптации и отказе от школы

Первое сентября уже прямо на кончике носа всех школьников. Для кого-то оно станет самым ярким событием осени, потому что первым в школьной жизни, а вот насколько своевременным, большой вопрос. Как оценить готовность ребенка к школе, мы спросили у педагога-психолога управления образования Благовещенска Ксении Петиковой.

«Родители в панике!»: амурский психолог о готовности первоклассников, дезадаптации и отказе от школы

Фото: из архива Ксении Петиковой

Ксения Юрьевна, кто же и как оценивает готовность малыша к новому этапу в его жизни, очень ответственному и продолжительному?

— Готовность ребенка к школе оценивает педагог-психолог. Делает он это по следующим параметрам: смотрится личностная готовность, интеллектуальная, социально-психологическая и физическое развитие ребенка.

Где же взять такого педагога-психолога? Куда бежать родителям?

— Бежать никуда не надо. Дефицита у нас в специалистах нет. Педагог-психолог есть в каждой школе. Если мама обеспокоена и хотела бы узнать, готов ли ребенок к учебе, можно обратиться к школьному психологу. Также есть в детских садах психологи, центры есть. В управлении образования можно ко мне обратиться. Есть на улице Пушкина, 44 при Институте развития образования педагог-психолог, там помощь так же бесплатная. В центре «Доброта» есть психолог. Есть психоневрологический диспансер, где тоже большое количество психологов, которые могут провести данную диагностику. В 4 детской поликлинике есть психолог. Главное, правильно сделать запрос специалисту, что вы хотели бы посмотреть готовность ребенка к школе.

Как выглядит эта диагностика? На что психолог обращает внимание?

— Диагностика на готовность ребенка к школе проводится следующим образом. Родитель обязательно приходит вместе с ребенком. Сначала проводится беседа на общие данные: спрашиваем у малыша имя, возраст, как зовут маму, папу, есть братишка или сестренка, кем работает мама с папой, адрес проживания. В общем, спрашиваются общие сведения, которым ребенка к этому возрасту должны научить дома и в детском саду. Потом смотрится общее развитие: обобщение, память, внимание. Все это тоже в формате беседы, с картинками. Плюс проводятся рисуночные тесты, где определяется психологическая зрелость ребенка. Когда ко мне приходит ребенок с родителем, я провожу диагностику, естественно, только в присутствии родителя, после диагностики акцентирую внимание родителей на том, что они должны подтянуть, чего ребенок не знает.

Фото: из архива Ксении Петиковой

И чего же чаще всего не знают дети, где обычно наблюдаются пробелы?

— Как правило, дети не знают отчество родителей, не все знают, кем работают их мамы и папы. Но сейчас много новых профессий, поэтому это не так страшно. Не все знают адрес. Когда задаю вопрос ребенку: «Как ты дойдешь со школы до дома?», тоже бывает замешательство. На помощь спешат родители, объясняя, что забирают его сами. Но бывают же такие ситуации, когда это невозможно. Потому ребенок обязательно должен знать адрес: дом, улицу, номер квартиры.

— А что вы имели в виду под тестированием на способность к обобщению?

— К школе ребенок должен знать фрукты, овощи, домашних и диких животных, дни недели, уметь эти данные обобщать и выделять лишнее, а также владеть навыками счета, в прямом и обратном порядке до десяти. Хорошо, если знает буквы, если нет, то ничего страшного. Если умеет читать, то это тоже плюс. Родителям важно понимать, что если их ребенок окажется один не читающий в классе, то придется брать дополнительные занятия для обучения чтению. Учитель сейчас отдельно не сможет над ним сидеть. Еще в арсенале педагога-психолога есть рисуночный тест. С его помощью оценивается, как нарисовал, какие детали прорисованы и не прорисованы. Есть задание срисовать с четкими инструкциями, здесь важно, чтобы ребенок четко понимал инструкцию и выполнял ее.

Фото: из архива Ксении Петиковой

— Если родители сами решили оценить готовность своего ребенка, на что им нужно обратить внимание?

— В первую очередь им нужно смотреть не на то, умеет ли ребенок читать, писать и считать. Часто ко мне приходят родители: «У нас ребенок умеет все это, мы хотели бы пойти в первый класс». Важно и психологическую готовность смотреть. То есть хочет ли сам ребенок пойти в школу, осознает ли, что в школе происходит, что там дети не играют, а занимаются, что необходимо отсидеть определенное количество времени в классе, что есть свои правила в школе. На эти моменты нужно смотреть. Если дома, например, режим дня не налажен: ребенок не приучен вставать рано, ложиться в определенное время, что после школы нужно прийти и сделать уроки, то надо заранее этим заняться.

— А что касается возраста, есть ли универсально идеальный для первоклашки? Что же хуже: рано или поздно?

— Идеального для все нет, все индивидуально. То есть, если у ребенка есть какие-то нарушения, проблемы с памятью, с усидчивостью, то, конечно, желательно за пару лет до похода в первый класс отдавать его на подготовку, записывать к специалистам, которые будут с ним заниматься и готовить к школе. Если у ребенка нет проблем, и развитие идет по возрасту, тогда желательно все равно за год начать подготовку. Причем лучше для него будет, если подготовка будет проводиться непосредственно в той школе, в которую планирует пойти. Тогда у него лучше пройдёт адаптация, ему будет комфортнее, он привыкнет уже к учителю, как минимум будет с ним знаком, будет знаком с кабинетом, со школой, с ее правилами.

— Может ли ребенок и в 7,5 быть не готов психологически, и что тогда делать?

— Конечно, и в 8 лет может быть не готов, но здесь все зависит от родителей. Как они будут его к школе готовить. Они все же заранее должны об этом позаботиться. С ребенком нужно разговаривать. Если, например, ребенку приближается 7 лет, то можно почаще проводить его мимо школы, объяснять, что там происходит, говорить, что после того, как он закончит детский сад, ему нужно будет пойти в школу. То есть надеяться не только на воспитателей в детском саду, что расскажут и объяснят, крайне важно, что должен быть посыл еще и от родителей. Если в семье есть уже школьник, старший брат или сестра, это будет все-таки попроще. Значит, у младшего будет уже сформировано представление о школе, и он будет более-менее осознавать, зачем ему туда. Если старших детей нет, то родителям нужно уделить этому вопросу больше времени: читать ему, рассказывать, побольше информации давать. Если все равно ребенок не готов, то и это не катастрофа. У нас есть дети, которые и в 8 лет идут в школу. Все очень индивидуально. Надо всегда смотреть на ребенка, его развитие, соответствует ли оно возрасту. У самих родителей, кстати, мнения расходятся. Некоторые родители отдают в 6 лет, а потом жалеют, говорят: «Ой, зачем мы отдали его так рано. Со вторым ребенком мы лучше пересидим». Некоторые приходят в 8 лет: «Вот зачем мы послушали, лучше бы пошли в 7 лет, этот лишний год не сыграл большой роли». Ну тут действительно все непросто, если в 7 рано в школу, то в детском саду тоже уже может быть не комфортно, будут лишние режимные моменты, такие как сон-час. В таком случае лучше этот переходный год провести дома и на подготовке, на занятиях. Причем, нужно обратить внимание специалиста на те моменты, которые ребенок не умеет, и чего бы вы хотели получить от занятий. Если нет психологической готовности, то можно поводить на коррекционные занятия к педагогу-психологу.

— Могут ли родители самостоятельно без платных занятий подготовить малыша к первому классу?

— Если родитель уверен в своих силах и достаточно для этого образован, то почему бы и нет. В таком случае желательно узнать, по какой программе ребенок будет в школе обучаться, поговорить со знакомыми, которые там уже учатся, чтобы узнать требования данной школы. И важно, чтобы на это у родителей было время. Из моей практики работы, как правило, родители уверены, что все должно даваться в детском саду и школе учителями и воспитателями. И у родителей, как правило, не бывает времени на занятия со своими детьми. Так что лучше в самом начале оценить свои силы и возможности, а потом принимать решение, кто и как будет заниматься подготовкой.

Фото: Амур.инфо

— Как пережить первые два месяца в первом классе: какая должна быть стратегия поведения у родителей, на что обращать внимание в поведении ребенка, как закреплять положительные результаты и уходить от отрицательных?

— Когда ребенок идет в школу, часто родители волнуются больше, чем он. Нужно настраиваться самим и настраивать ребенка на учебу. В самой же школе как раз дается послабление в первом классе: сокращены уроки, есть дополнительные каникулы. Понятно, что ребенок все равно может и будет уставать. Пришел он из школы, важно дать время на отдых, небольшой промежуток. Распорядок примерно такой: пришел, сложил вещи, покушал, отдохнул – не за телефоном и не за компьютером, что важно. Можно погулять, полежать. А потом уже садиться делать уроки, и делает он их сам! Мама не должна делать уроки за ребенка, так она дает ему самостоятельность, но при этом объясняет, как это должно происходить. Нужно научить ребенка читать задания, понимать их. Если не понял, еще раз объяснить, следующее задание дать сделать самому. Бывает, родители начинают делать уроки за детей, потом в школе они уже не могут справиться сами, и в итоге плохие оценки. Режим дня очень важен. Если ребенок легко встает утром, то пусть ложится в обычное для себя время. Если ему тяжело, нужно постараться сделать уроки пораньше и укладываться тоже пораньше. Нужно наблюдать за ребенком, интересоваться жизнью в школе у классного руководителя. Узнавать у самого ребенка, как у него прошел день, появились ли у него друзья. Если родителя что-то встревожило, можно обратиться к школьному психологу, который понаблюдает со своей точки зрения, посмотрит, как проходит адаптация и, если увидит какие-то нехорошие предпосылки, то всегда пригласит родителя, объяснит, как вести себя дальше, в каком направлении действовать. К слову, даже без отдельных обращений в первые три месяца психологи смотрят за поведением первоклассников, на сколько ребенок адаптировался к школе, и дают рекомендации при необходимости.

Фото: Амур.инфо

— Бывали ли в вашей практике случаи, когда родители приходи среди учебного процесса с проблемами?

— Конечно, это же школьная жизнь, куда без проблем? Например, родители приходили после окончания первой четверти и говорили, что их ребенок отказывается вставать, одеваться в школу, чистить зубы, никак не реагирует на их какие-то просьбы, начинается плаксивость, энурез. Идет отвращение, истерики, нежелание ходить в школу. Это говорит о том, что у ребенка дезадаптация и он изначально был не готов к школе. Родители, конечно, в панике. И когда начинаешь спрашивать, а как вы решили, что готов. Говорят: «А мы просто посмотрели, что он умеет читать, писать, и подумали, почему бы и нет». Как правило, родители не обращают внимание, что есть еще психологическая готовность ребенка к школе, что она очень большую роль играет в обучении. Бывают даже ситуации, когда родители вспоминают в августе, что может бы и пойти уже в школу. В таких случаях я объясняю родителям, что это спонтанно так не решается, что важно проговорить это на семейном совете, отвезти ребенка к психологу, который хотя бы даст рекомендации, как себя вести, даже если они все равно уже решили отдать в школу. Объяснит, как разговаривать с ребенком. Страшны вот эти моменты дезадаптации. Потом сложнее ребенка исправить, помочь ему. Это делается не за одну неделю и не за два дня, это может быть работа психолога в течение года, а то и двух-трех. В дальнейшем без корректировки у ребенка сформируется неправильная мотивация к школьному обучению, и он так будет до 9 или 11 класса мучиться.

— И что же делать в таких случаях, а лучше подскажите, как и все же избежать?

— Я бы посоветовала смотреть на психологическую готовность и лишний раз не побояться отвести к психологу, чтобы проверить эту готовность.

— Сейчас все популярнее становится тренд на самостоятельное индивидуальное обучение детей вне школ, на дому? Как вы к этому относитесь, есть ли подводные камни, чем чревато?

— Тут все не так просто. Во-первых, родители должны быть готовы дать нужный объем знаний.  Когда родители запросом на перевод на самостоятельное обучение приходят в управление образования, специалисты проводят очень подробную беседу, выясняют все нюансы. Просто так это не делается. Нужно получить разрешение управления образования на такой формат обучения, а потом в конце определенного периода ребенок все-таки приходит в учебное заведение, где сдает экзамены, чтобы показать уровень усвоения материала. Программа сейчас не очень простая, родителям стоит подумать, справятся ли они самостоятельно. И очень важно понимать, для чего родители это хотят сделать. Если у ребенка есть определенное заболевание, и то родители детей-инвалидов пытаются своих детей социализировать. Даже если врач дает рекомендации на домашнее обучение, то все равно некоторые уроки может посещать непосредственно в школе, и родители хотят, чтобы он их посещал, и у него была социализация. А при домашнем индивидуальном обучении получается, что мы ребенка ограждает от социума. В дальнейшем ему будет тяжело общаться со сверстниками. А зачем без веских причин его ограждать от социума? Ему же дальше жить в нем, родители не смогут всегда заполнять его мир. Дальше будет суз, вуз, работа. Зачем делать из него психологического инвалида? Я считаю, нужно, чтобы ребенок ходил в школу, общался, сталкивался с какими-то сложностями, ошибками, которые помогут сделать вывод, что правильно, что нет. Причем, ограждения от мира бывают разными, не только отказ от школы. У меня, к примеру, даже в окружении есть родители, которые запрещают детям смотреть иностранные мультики, а разрешают только советские, апеллируя тем, что последние учат мудрости. Я не спорю, часто это так, не все зарубежные мультики имеют тот посыл, который хотелось бы ребенку показать и рассказать. Этой стратегией родители ошибочно считают, что ограждают от негатива в социуме. Сюда же пищевые запреты. Но ребенок же растет. Дошкольника еще можно контролировать, а дальше что. Он же потом общается с теми детьми, которые пошли те же чипсы купили. И как только у этого ребенка появятся деньги, он, несмотря на все запреты, купит эти чипсы, причем, тайно. Иногда лучше дать попробовать, объяснить, но не в ущерб доверию действовать. Излишние запреты приводят к проблемам психологическим. У нас все проблемы идут из детства. Если вовремя их не решить, то рано или поздно это проявится.

— А если желание не изолировать и спрятать, а просто дать более высокий стандарт?

— Если родители в государственных школах не видят того, чтобы они хотели, лучше вместо самостоятельного обучения выбрать частную. А вот чтобы родители не боялись, что ребенка могут научить плохому в школе, на улице, во дворе, нужно научиться с ним разговаривать. Ребенок приходит со школы, не отмахивайтесь от него домашними делами, а найдите время на то, чтобы обменяться новостями. Если его, к примеру, в школе обидели, проговорите ситуацию, подумайте вместе и вслух, почему это произошло, вместе сделайте выводы. И тогда, какая бы с ним ни произошла ситуация, ребенок всегда подойдет к родителю и поделится, и спросит ваше мнение, а не кого-то на стороне.

Источник новости: Amur.info