Экспедиция «Русский Амур» продолжает исследовать историю великой восточной реки

Экспедиция «Русский Амур» продолжает исследовать историю великой восточной реки

Источник фото: ГК "Дважды два"

На данном этапе внимание учёных привлекла тема православия.

Очередной этап исследований провели члены научно-просветительской экспедиции «Русский Амур».

Напомню, проект стартовал в 2021 г. Это был фильм «Русский Амур – путь к океану», в котором мы хотели рассказать о таких знаковых, в том числе в истории Амурской области, личностях, как географ-натуралист Ричард Маак, губернатор Муравьёв-Амурский, адмирал Невельской, а также о периоде 1850-60-х гг., когда амурские земли возвращались к Российской империи, – рассказывает создатель проекта Алексей Воронин. – Естественно, материал копился, и мы продолжаем снимать «Путь к океану».

Также в этом году исследователи решили приступить к очень важной морально-нравственной теме – истории православия на Амуре. Ведь пришедшие сюда в XVII веке вместе с землепроходцами Поярковым, Хабаровым так называемые охочие люди были, по сути, уголовниками с репутацией разбойников, и образцовым поведением не отличались. Но благодаря определённой морально-нравственной позиции людей, которые также пришли с ними – священников, – эти разбойники смогли обрести совершенно другой статус. Они осели, обзавелись хозяйством, снискали славу хранителей Амура как русской местности.

В этом году сперва мы работали в Хабаровском крае: от главного города до озера Кизи, где был пост Мариинский – резиденция губернатора Муравьёва (ещё тогда не Амурского), – продолжает А. Воронин. – К слову, русские корабли, причалившие там в 1852 г., были первыми в этих местах. Там мы нашли якорь, который долгое время пролежал под грунтом, недавно, так сказать, сдёрнутым матушкой-природой. Из разговоров с местными жителями выяснилось, что якорей здесь было несколько.

На реке Кия исследователи полюбовались петроглифами, которым 4,5 тысячи лет. В районе с. Сикачи-Алян на камнях обнаружили изображения дракона (ну, это привычный уже персонаж азиатской мифологии, ведь и Амур в переводе – река дракона), крокодила (неужели они на Амуре были?), а также «таинственного фантастического животного» – так его в своём атласе обозначил Ричард Маак – описания увиденного орнамента полностью совпадают! То ли слон, то ли мамонт – точно не разгадано и сегодня.

Также мы побывали в районе с. Де-Кастри, где, как писал всё тот же Маак с ссылкой на японских географов того времени, Амур предположительно соединялся с Охотским морем, – говорит Алексей Владимирович. – Но не напрямую – был кусок суши 3-4 км, на котором оборудовали волокушную переправу – по ней перетаскивали небольшие лодки. Очень удачное место: лёд здесь встаёт на месяц позже, а сходит на месяц раньше, чем в Николаевске-на-Амуре, где официально и было речное судоходство в то время. То есть на Де-Кастри транспортный сезон мог быть больше.

После Хабаровска исследователи заглянули в Албазинский острог в Амурской области. Здесь местных археологов как раз ждала интересная находка – каменная кладка из широких плит, часть которых поставлены на ребро, а часть лежит на них горизонтально. Очень похоже на жилищную отопительную систему, которая использовалась, начиная с эпохи раннего средневековья – типа тёплого пола.

Эта местность (за пределами территории острога и самого одноимённого села в Сковородинском районе) будет исследоваться дальше. Интересно, что археологи её уже ранее осматривали, но ничего примечательного не находили!

Ну а тема православия на Амуре, несомненно, начинается с личности иеромонаха Гермогена, создавшего в районе Албазинского острога целое монастырское подворье и даже преуспевающее хозяйство и принёсшего с собой чудотворную Албазинскую икону – ныне главную святыню Амурской области.

В его судьбе достаточно загадок, которые тоже требуют исследования, – отмечает секретарь церковноисторической комиссии Благовещенской епархии Владимир Пушкарёв. – И сегодня над обобщением всех имеющихся материалов мы работаем совместно с Иркутской епархией, поскольку Гермоген в Амурскую область пришёл с территории нынешней Иркутской области и туда же потом вернулся и упокоился там. Позиция Благовещенской епархии: данные должны быть максимально научно подтверждены. Поэтому мы очень рады сотрудничать со всем научным сообществом!

Автор: Иван Зубарев

Источник новости: 2×2.su