«Алло, это служба безопасности»: амурчанам рассказали, как бороться с мошенниками

«Алло, это служба безопасности»: амурчанам рассказали, как бороться с мошенниками

Источник фото: ГК "Дважды два"

Советы дали благовещенские специалисты.

Кажется, ни одной недели в Амурской области не проходит без сообщения об очередной попытке мошенничества. Недавно осудили 23-летнего пермяка, обманом выманившего у жителя Белогорска 19,5 тысячи рублей. Ещё раньше семейная пара из Благовещенска потеряла около 11 миллионов рублей, попавшись на уловки киберпреступников. Вдумайтесь только – 11 миллионов!

Нередко нам кажется, что уж с нами и нашими близкими такого точно не произойдет. Мы сразу заподозрим подвох, вовремя положим трубку, не назовём три заветные цифры на обороте банковской карты. Но точно так же думали те амурчане, которые все же совершили роковую ошибку.

Можно ли этого избежать? Разбираемся вместе с полицией и психологом.

Предрасположены все?

Мысль о том, что беда с мошенниками обойдет нас стороной, тесно связана с мнением: существуют слишком доверчивые, особенно подверженные манипуляциям люди. Врач-психотерапевт, психолог, тренер Всемирной ассоциации позитивной и транскультуральной психотерапии Максим Чекмарёв считает – говорить о какой-либо предрасположенности в этом ключе как минимум неэтично.

Нет никакого смысла говорить о том, какие люди более предрасположены, а какие менее предрасположены к тому, чтобы попасться на уловки мошенников. Потому что, собственно говоря, на то оно и мошенничество, что адресовано условно всем, не исходя из характерологических качеств.

Когда мы начинаем говорить о том, что у кого-то есть предрасположенный тип характера, это всегда означает, что мы хотим сказать, что жертва виновата. На самом деле, – подчеркивает психолог, – в преступлении всегда виноваты преступники.

Чувствительными к некоторым видам манипуляции можно назвать всех людей без исключения. Отчасти это заложено в нашем культурном коде:

Наша культура располагает такому телефонному мошенничеству, когда преступник представляется неким официальным лицом. Дело в том, что мы живём в очень послушной культуре. У нас всё основано на послушании: детский сад, школа, довольно жёсткая иерархия в государственных учреждениях – да и в коммерческих подобного очень много. Получается, когда кто-то действует от лица, облечённого властью, ему не противодействуют. Скорее, наша культурная норма – бурчать, ворчать, критиковать где-нибудь на кухне, но не противостоять авторитетному лицу.

Именно поэтому, когда на другом конце телефонной трубки неизвестный представляется сотрудником службы безопасности, мы сначала пугаемся – и только потом включаем критическое мышление.

Если говорить о профилактике – это развитие критического мышления, причём с самого детского сада. Критического мышления и демократического мировоззрения, в котором люди, несмотря на свои социальные функции, равны – никто не старше другого, не обладает большей властью, каждый обладает равным достоинством. Вот эти установки помогают противостоять мошенничеству, связанному с злоупотреблением идеей власти, – подытоживает Максим Викторович.

Избежать угрозы

Но что делать, если вам уже за 30 лет и вы – сформировавшаяся личность, которой авторитеты внушают определённый трепет? Конечно, это не значит, что вам нужно смириться с риском стать жертвой мошенников – от них можно и нужно защищаться.

Главная задача тут – понять, что с вами разговаривает именно преступник.

Прислушайтесь: человек точно представился сотрудником того банка, где хранятся ваши сбережения? Бывает, что нет. Также обращайте внимание, правильно ли он произносит ваше имя или фамилию. Сосредоточьтесь на фактах: мошенники порой ошибаются – например, говорят, что у вас есть кредит в банке, а вы уже успели его закрыть, – советует Максим Чекмарев. – Зацепиться за внимательность – значит, перейти от рефлекса к осознанности. Когда мы осознаем происходящее и пристально следим за словами собеседника, нами сложнее манипулировать.

Полезным будет также взять паузу: глубоко вдохнуть и выдохнуть, «войти» в собственное тело – подумать о том, как стоят ваши ноги, стоите вы или сидите. Такая пауза позволит понять, что происходит здесь и сейчас, и уловить подозрительные детали в речи мошенника.

На что же конкретно обратить внимание?

В памятке, опубликованной правительством Амурской области, описаны следующие признаки телефонного мошенника: он звонит со скрытого номера, может быстро сбрасывать звонок – чтобы вы ему перезвонили, уклончиво отвечает на уточняющие вопросы, часто торопит вас и пытается переубедить в случае каких-либо сомнений.

Кроме того, преступник может попросить у вас реквизиты банковской карты и код на её обратной стороне, PIN-код для банкомата, логин и пароль от личного кабинета в онлайн-банке или цифры, приходящие по СМС для подтверждения операций. Сообщать эти сведения по телефону нельзя ни в коем случае, кем бы ни представился собеседник.

В случае если вам звонят и рассказывают о том, что ваши денежные средства оказались под угрозой, необходимо прервать разговор и самому позвонить на горячую линию банка. Или, если есть такая возможность, вы можете прийти в отделение и там узнать – всё ли в порядке с вашими счетами. Скорее всего, вам скажут, что никакая опасность денежным средствам не угрожает, – такой совет дает Андрей Устинов, начальник управления уголовного розыска УМВД по Амурской области.

Важно также помнить: сейчас аферисты научились подделывать подлинные номера банков и государственных служб. С какого бы телефона вам ни звонили, нужно оставаться бдительными.

Предупрежден и вооружён

Не лишним будет знать схемы, облюбованные современными мошенниками, – так легче не попасться на эти уловки. По словам Андрея Устинова, есть четыре наиболее часто встречающихся способа, к которым прибегают преступники.

Самая частая схема – звонок от сотрудника банка или правоохранительных органов. Они уверяют потерпевших, что их денежные средства в опасности и их нужно либо самостоятельно перевести на безопасный счет, либо продиктовать для этого «сотруднику» свои реквизиты.

Второй по популярности способ – преступления такого рода регистрируются практически каждый день – это продажа несуществующих товаров через интернет-ресурсы. Вот хотите вы, к примеру, купить ребёнку мягкую игрушку, находите её на сайте объявлений, переводите условную тысячу рублей, а продавец после этого испаряется вместе со своим объявлением.

Не так распространено мошенничество под предлогом инвестирования денежных средств. Но пускай число таких преступлений не такое уж большое, зато суммы ущерба внушительные – начинаются от нескольких сотен тысяч рублей и доходят до нескольких миллионов. Так что помните: за обещанием быстрого заработка на инвестициях может скрываться подвох.

Из новых способов – с прошлого года в регионе наблюдаются случаи взлома аккаунтов в социальных сетях. С них рассылают сообщения с просьбой помочь, переведя денежные средства по указанным реквизитам, – рассказывает Андрей Сергеевич. – Так как сообщение приходит от знакомого контакта, люди верят и переводят деньги – и лишь потом понимают, что им написали мошенники.

Вот и выходит, что главный совет, который можно дать в борьбе с мошенниками: доверяй, но проверяй. Написал знакомый с просьбой занять пару тысяч – позвоните и переспросите. Позвонили из банка – положите трубку и сами наберите горячую линию учреждения. И не забывайте: от столкновения с аферистами не застрахован никто.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

2217 преступлений, совершённых с использованием информационных технологий,зарегистрировали в Приамурье за шесть месяцев 2023 года. Их число, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросло более чем на 43%. Общая сумма причинённого ущерба уже превысила 238 млн рублей.

Из вышеуказанных преступлений 81% – хищение денежных средств. Число одних только телефонных мошенничеств по сравнению с прошлым годом выросло более чем на 67%.

По данным управления МВД России по Амурской области.

Автор: Дарья Прокопьева

Источник новости: 2×2.su