Источник фото: ГК "Дважды два"
Разбираемся со специалистами.
Ранее мы уже затрагивали тему качества и оперативности амурской медицины. В продолжение: оказывается, наиболее явные проблемы развития амурского здравоохранения для поиска путей их оптимального решения обозначали несколько лет назад даже амурские экономисты.
Комментирует один из авторов исследования – старший преподаватель кафедры экономической теории и госуправления Амурского госуниверситета Юлия Праскова:
– Раз уж здравоохранение как отрасль в стране официально отнесено к сфере социально-экономических услуг, то есть к экономике, нужны знания об её экономической состоятельности. В этом разрезе мы рассматривали качество и доступность этих услуг.
Как выяснилось, за последние 25 лет в количественном отношении (персонал, медучреждения) ситуация именно на селе почти не изменилась, а уровень обеспеченности медуслугами существенно вырос – например, за счёт появления кабинетов врачей общей практики.
В плане ДОСТУПНОСТИ главная проблема – сложность, а зачастую невозможность получить экстренную медпомощь. В районах области 7,1% амурчан живёт в населённых пунктах с отсутствием какой-либо медпомощи – это почти 32% всех населённых пунктов области. Почти все они в категории периферийных сёл, со средним расстоянием до центра муниципального образования, где находится или ФАП участковая больница, – до 12 км и со средним расстоянием до райцентра (до скорой помощи) – более 50 км. То есть пешком до врача – 2,5-3 часа, а скорая приедет в среднем не меньше чем через час. А счёт на минуты.
КАЧЕСТВО МЕДУСЛУГ, точнее медперсонала – несколько субъективный показатель. Здесь качество зависит в первую очередь от диагностики. По данным Минздрава РФ, примерно 25% диагнозов в стране ошибочны, а на периферии – до 40%.
В последнее время резко выросло число случаев врачебной халатности, потеря медиками нравственных ориентиров, что грозит прямым преступлением. Так, с начала 2000-х в одном из районов Амурской области показатели младенческой смертности вдруг резко улучшились. Как выяснилось, для этого районная больница пошла на следующий шаг: если после УЗИ возникали опасения по поводу состояния плода (не совсем так формируется или лежит), женщину уговаривали сделать «социальный» аборт.
Качество медуслуг зависит от качества образования и надлежащей материальной базы. Медицина сегодня – высокотехнологичная отрасль, но, к сожалению, нововведения осваиваются зачастую с большим опозданием или не осваиваются вовсе.
До 1990-х практически все врачи раз в пять лет стажировались в центральных клиниках страны. Сейчас вместо стажировки – факультет повышения квалификации в своей же медакадемии, где преподают те, кто защитился здесь же – круг замкнулся. А медикам, как и другим специалистам, нельзя вариться в собственном соку – иначе какое качество услуг?
Врач – не убийца?
В Приамурье за последний год умерли двое детей – как уверяют родители, по недосмотру врачей. Комментируя один из этих случаев, в областном следственном управлении на вопрос, почему медик даже на время следствия не отстранён от работы, ответили: «Зачем отстранять, если ещё вина не доказана?» На это один из амурчан оставил интересный отзыв: «Хорошо, вина врача не доказана. Тогда почему, например, экс-мэра Тынды Михайлову сразу же в СИЗО упрятали как особо опасную на время следствия (срок содержания под стражей по делу о превышении должностными полномочиями продлён до 14 апреля – Ред.)? При этом она же никого не убила! А медик за время следствия ведь может, не дай бог, стать причиной смерти ещё кого-то».
Юридическую сторону вопроса прокомментировала адвокат Людмила Ликанина:
– Здесь речь о совершенно разных процессуальных моментах и категориях преступлений. По факту смерти ребёнка уголовное дело возбуждено по «Причинению смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профобязанностей». Подчёркиваю, это не убийство. Максимальное предусмотренное наказание за это – до трёх лет лишения свободы. Соответственно, это преступление средней тяжести, совершённое по неосторожности, а не умышленно. Только следователь вправе в рамках уголовного дела решить, нужно ли на период следствия отстранять от должности. Не могут быть отстранены от работы подозреваемые, обвиняемые, не являющиеся служащими, занимающими должности в государственных и негосударственных учреждениях, а также обладающие признаками должностного лица.
Отстраняют от работы, чтобы служащий не смог, используя своё положение, как-то помешать следствию. То есть оставаясь на должности, продолжить преступную деятельность, угрожать участникам уголовного судопроизводства или как-то иначе воздействовать на них.
Врач – не должностное лицо, поэтому от работы не отстраняется.
По делу мэра Тынды речь не идёт о временном отстранении – глава города покинула свою должность до привлечения к уголовной ответственности. Заключена под стражу потому, что вменённое ей в вину относится к особо тяжкому преступлению, а по форме вины – совершённое с прямым умыслом.
Между тем в амурском следственном управлении рассказали, чем закончилось расследование уголовного дела по факту гибели 60-летней пациентки в областной клинической больнице в мае 2022 г. Женщина, которую доставили в больницу с инсультом, выпала из окна палаты на пятом этаже. Отмечалось, что пациентка странно себя вела, поэтому её перевели в одноместную палату. Оставшись одна, амурчанка сумела открыть пластиковое окно и упала с высоты. Близкие погибшей обвинили медиков, которые оставили родственницу без присмотра. Но дело в итоге было прекращено. «Женщина находилась в обычной палате, не предполагавшей постоянного контроля персонала. Значит, медики никаких правил не нарушили», – пояснили следователи.
Похожая ситуация произошла в ноябре 2021 г. Пожилая амурчанка поступила в областную больницу с подозрением на инсульт. Её сразу положили в реанимацию. Через два дня рано утром женщина упала с четвёртого этажа, сумев каким-то образом выйти на балкон. Реанимация как раз предполагает круглосуточный контроль. Поэтому в трагедии обвинили медбрата, который должен был круглые сутки присматривать за пациенткой, но отлучился. Медик был приговорён к четырём месяцам исправительных работ с удержанием 5% из зарплаты в доход государства.
КСТАТИ
Облминздрав подвёл итоги работы за 2022 г.:
-
Не допущен интенсивный рост заболеваемости в регионе ковидом. Но вакцинация недостаточно активна, в 2023 г. её нужно продолжать.
-
Требуется акцент на работу первичного звена: на селе вырос уровень посещения ФАПов и врачебных амбулаторий, сельчане чаще проходят профосмотры и диспансеризацию, но передвижные медкомплексы нужно использовать более эффективно – выездов катастрофически мало. Также усилить внимание профилактике и восстановлению здоровья населения, сильно пошатнувшегося после ковида.
-
На 20,1% снижена смертность населения. Первое место – болезни сердечно-сосудистой системы (и то впервые за весь период реализации соответствующего федерального проекта удалось снизить летальность больных с этой патологией), второе – злокачественные новообразования (по-прежнему низкая выявляемость на ранних стадиях), третье – внешние причины (ДТП, отравления, самоубийства, убийства, утопления – почти по всем этим позициям – рост).
-
Главное – рост в 2022 г. продолжительности жизни амурчан на два года – до 68,4 года. Вместе с тем этот показатель, по данным Росстата, в центральных регионах – 72 года, в ДФО – 67 лет, а поставленная президентом задача к 2030 г. – 80 лет. Впрочем, сейчас, по словам экспертов Минздрава РФ, более половины мужчин в стране не доживают до 65-ти.
-
Удалось трудоустроить более 130 врачей и около 300 средних медработников. Но вопрос, как привлечь и удержать кадры в селе, по-прежнему актуален.
-
В течение нескольких лет сохраняется тенденция к снижению уровня рождаемости. В 2022 г. детей родилось на 376 меньше, чем в 2021-м. Но за последние три года младенческая смертность снизилась в 1,5 раза. Такого не было последние 20 лет.
-
В этом году в Приамурье совместно со Сбербанком планируют построить четыре ФАПа с акцентом на цифровизацию.Это улучшит качество медпомощи в отдалённых районах.
Все новости на портале 2×2.su
Автор: Иван Зубарев
Источник новости: 2×2.su