Источник фото: соцсети Старая проблема вновь дала о себе знать.
Вы будете смеяться, но в Благовещенске на Игнатьевском шоссе между ул. Дьяченко и Кантемирова опять начал проседать асфальт. Провалы здесь случались регулярно ещё до масштабного ремонта улицы с апреля по октябрь 2022 г.
Пришёл сезон
Предположение администрации: «Сезонная просадка в местах прохождения сетей. Грунт размораживается неравномерно из-за разницы в уплотнении естественного грунта и засыпанного после проведения ремонта сетей. Обычно с наступлением устойчивого тепла покрытие выравнивается. Участок мониторят».
Ещё один наметившийся серьёзный провал привлёк внимание благовещенцев – на перекрёстке ул. Пионерской и Красноармейской. Это район бывшего рынка, движение здесь большое, поэтому не заметить буквально на глазах растущую яму было невозможно. Первый официальный комментарий: «Порывов нет. Предварительно – оттайка грунта». Но позже перекрёсток полностью закрыли «для проведения аварийно-восстановительных работ на водосетях».
Что в итоге: пришла весна – всё тает и течёт. И «хождение» грунта- нормальное явление? Выходит, в любом месте, грубо говоря, в любой момент асфальт может разверзнуться под ногами и колёсами? А самое главное: если виноват грунт, то остаётся только вздыхать, разводить руками и латать ямы? Либо же это можно предотвратить на стадии дорожных работ – укреплять лучше или работать в определённый сезон, когда грунт максимально устойчив?
В чём корень?
Ситуацию прокомментировал амурский специалист по инженерной геологии в области строительства Вадим Пуховой:
– В городе каждую весну происходят деформации на дорогах и ежегодно возникает вопрос, почему и как этого избежать?
На первый вопрос однозначно не ответишь из-за массы причин, вытекающих одна из другой и замыкающих круг. И нужно волевое усилие для слома этой системы.
Конечно, большое влияние имеет климат региона – на него вообще можно свалить почти все проблемы. Да, у нас долгая зима; да, глубокое промерзание грунтов; да, в последнее время у нас много осадков. Но есть множество примеров, когда в регионах с более суровым климатом дороги и иные объекты служат десятки лет без ремонта, а в областях с мягким климатом дорожная ситуация намного хуже.
Ещё один системный фактор – недостаточно качественное проектирование строительства или реконструкции или полное отсутствие проекта. Как правило, это основная причина всех бед. Корни – в недальновидности, бесхозяйственности и спешке.
Следующий фактор – некачественное строительство. Он сформирован жадностью, отсутствием совести, бюрократией и коррупцией, ну и ценой работ, которые оплачивает администрация. А как определяется подрядчик – как правило, на торгах, где и без того заниженная стоимость работ серьёзно уменьшается. И чтобы хоть как-то получить прибыль, экономят на материалах и качестве. Ну а мы с вами, делая ремонт в квартире, разве не пытаемся сэкономить? Часто нанимаем непрофессионалов, набираем дешёвые материалы, а потом порой кусаем локти.
Последнее, во что чаще всего тыкают пальцем, это грунтовые и гидрогеологические условия участка строительства. И тут, как говорится, без вины виноватый. Я считаю, нет таких природных условий, при которых нельзя построить качественно и на века. Грунты, которые слагают основание дороги или здания, существовали на своём месте задолго до появления человека. Тут и карты в руки: если грунт так плох, что его пучит или он проседает, его нужно заменить или принять другие меры для минимизации или полного устранения влияния ненадёжного грунта на инженерное сооружение. И тут возвращаемся к факторам цены и качества. И бюрократии – когда по разным причинам затягивается подготовка необходимых для строительства документов и подрядчик из-за этого не успевает. Почему-то чиновники считают, что они должны работать в своих нормативных сроках, а исполнители – как получится.
Что касается вновь образующихся провалов на дорогах, я уже говорил о необходимости отсыпать основания грунтом, не склонным к размыву и морозному пучению. По моему мнению, зимой при промерзании дорожной одежды и земляного полотна (если использовался некачественный грунт) образуются морозобойные трещины. Они устойчивы, пока весь массив проморожен, поэтому обрушения не происходит. Но весной талые воды, не имея возможности уходить через ливнёвку, устремляются в тело дорожной одежды, где, находя трещины, размывают их, усиливая локальное оттаивание грунта. А при резких перепадах ночных и дневных температур эти воды промерзают, вызывают дополнительные деформации. Вот и провал. Поэтому правильные строительство и эксплуатация – залог долговечной службы дорог. Эксплуатация – это и содержание ливнёвки (прочистка, прогрев), и своевременная уборка снега, и организация поверхностного стока, и заделка трещин. Также провалы образуются из-за утечек из коммуникаций – даже незначительных, капиллярных. Так что и за этим нужно следить.
Что касается администрации и горожан: виден большой разрыв в понимании потребностей жителей и реализации новых проектов. Нет диалога с простыми гражданами, а от граждан порой поступают необоснованные жалобы, который провоцируют быстрый показной ремонт в ущерб качеству.
Между тем
О проблемах амурчанам от подземных вод мы уже наслушались и начитались вволю. На днях подтопило дворы у жителей с. Садового в Благовещенске. Как уверяют сельчане, вина тех, кто не спускал в течение всей зимы периодически, потихоньку воду из местного озера. Потом вскрыли-таки, и избыток впервые пошёл во дворы. Жители срочно бросились рубить канавы.
В горадминистрации отреагировали: «Проблема – сезонная и уже стабилизируется.Какого-то принципиального решения проблемы, к сожалению, там нет. Что-то копать или отводить некуда. Когда в этом районе начали выдавать участки многодетным семьям, нарезали куски без учёта дорожной инфраструктуры. Отсюда и ситуация с водоотведением. Проблема не первый год, но она на контроле».
А в это время
С 1 апреля по 14 мая в Приамурье вводится временное ограничение движения транспортных средств общей массой более 12 тонн, чтобы не разбить наши многострадальные дороги. Как отмечает облминтранс, временное ограничение движения не распространяются на:
-
международные перевозки грузов и автобусами пассажиров;
-
перевозку продуктов питания, животных, лекарств, топлива, семян, кормов для сельхозживотных, удобрений, почты и почтовых грузов ТКО и ЖБ;
-
перевозку грузов, необходимых для предотвращения или ликвидации последствий ЧС;
-
транспорт Минобороны РФ, полиции, медпомощи, пожарной и аварийно-спасательных служб;
-
транспортировку дорожно-строительной и дорожно-эксплуатационной техники и материалов для строительства, реконструкции, капремонта, ремонта и содержания автодорог по госконтрактам.
В этой связи отмечается своего рода изобретение амурских властей, применённое ещё в 2020 г.: завозить в труднодоступные районы всё необходимое по зимнику. То есть пока мороз надёжной хваткой держит грунтовые дороги, вози по ним что хочешь. Ведь гениально?
Все новости на портале 2×2.su
Автор: Иван Зубарев
Источник новости: 2×2.su