«На грани полураспада»: зачем амурчане покупают полуразрушенные дома

«На грани полураспада»: зачем амурчане покупают полуразрушенные дома

Источник фото: ГК "Дважды два"

Часто в таких сделках есть скрытая выгода. 

На сайтах встречаются объявления о продаже домов не в лучшем состоянии. Хозяева жилья отмечают: дом аварийный или почти аварийный. Зачем такое покупают, и какие проблемы можно приобрести вместе с домом?

Незаконно

Первое, что нужно знать, когда решаешь купить разрушающийся дом, предостерегает юрист Игорь Волобуев: продажа аварийного жилья незаконна.

Продать дом, который официально признан аварийным, невозможно. Такую сделку признают ничтожной. Дело в том, что признание дома аварийным регламентируется законом: при администрации есть межведомственная комиссия, которая, в том числе по заявлению собственника, проводит обследование и выносит заключение об аварийности дома. На этом основании администрация выносит постановление о признании дома аварийным. Копия постановления отправляется в Росреестр, который накладывает запрет на сделки по этой недвижимости, – объясняет эксперт. – Конечно, человек сможет заключить договор купли-продажи, но он будет недействительным. Такая сделка не пройдёт государственную регистрацию.

Совсем другая ситуация, когда дом уже разрушается, но аварийным ещё не признан.

Плохое состояние недвижимости говорит о том, что дом можно признать аварийным, если экспертиза покажет, что износ выше 65%, – отмечает Игорь Анатольевич.

Заняться аварийностью жилья может уже новый владелец, но с какой целью приобретать себе непригодную для жизни недвижимость вместе с бумажной волокитой?

Цели и выгоды

Дома с высокой степенью износа действительно продают. Нередко их цена кажется слишком большой для такой «рухляди». И всё же их покупают.

Для каких целей? Чтобы потом признать его аварийным и добиться от администрации выкупной стоимости, – предполагает Игорь Волобуев. – Получение денежных средств, которые будут больше суммы, вложенной в покупку, позволит приобрести более комфортное жильё. Мне кажется, это единственная цель покупки таких домов. Иных вариантов, зачем покупать «дом на грани полураспада», у меня нет.

Но у таких сделок тоже есть риски, и чаще всего скорее для продавца, а не для покупателя.

Сделку купли-продажи можно признать недействительной в течение двух лет. Например, на основании, что дом не соответствует санитарным нормам и несёт угрозу здоровья и жизни проживающих. Даже если он не является аварийным, но экспертиза признает, что проживание в нём опасно, можно признать недействительным договор купли-продажи. Но тут важно понимать, как оформлены документы. Гражданский кодекс предусматривает свободу договора: то есть, в документах можно указать, что жильё находится в плохом состоянии, отметить все нюансы. И если покупатель принимает товар в таком виде, сделку будет невозможно оспорить.

Но если договор стандартный, и в нём не оговариваются недостатки жилья, есть шанс расторгнуть договор или вернуть убытки из-за ремонта.

Важный момент: сделку можно расторгнуть, если недостатки дома существенные, то есть их невозможно устранить или их устранение занимает много времени и денег, – говорит Игорь Волобуев.

Если же недостатки являются устранимыми, можно уменьшить цену договора. Эксперт приводит простой пример: продали дом за пять миллионов рублей, убытки на ремонт – 1,5 миллиона. Убытки можно потребовать с продавца.

Конечно, запретить продажу домов, которые разваливаются на глазах, сложно. Поэтому решение, а нужно ли ему такое жильё и бумажная волокита, лежит полностью на совести покупателя.

Автор: Татьяна Рябова

Источник новости: 2×2.su