Источник фото: соцсети
Недавно губернатор Приамурья Василий Орлов заявил о необходимости проверить эффективность амурских колледжей. И поручил изучить, какие специальности, отделения можно или объединить, или вовсе закрыть. Зачем тратить госденьги на ненужные в нынешней экономической ситуации кадры?
Поднять престиж
Идея не нова: ещё летом 2022 г. глава региона просил ускорить разработку рейтинга региональных колледжей, сделав одним из показателей эффективности учебного заведения процент трудоустроенных выпускников. Отдельно – отслеживать карьерные маршруты губернаторских стипендиатов.
Важно понимать, какие механизмы работают и что дают, – подчеркнул В. Орлов. – По итогам рейтинга, возможно, какие-то учреждения трансформируем.
В 2020 г. глава региона рекомендовал, например, «проанализировать целесообразность интеграции систем высшего и среднего профобразования области в единую образовательную среду, чтобы выпускники шли работать по нужным области специальностям». Так, было предложено интегрировать ДальГАУ и аграрный колледж для удовлетворения потребности в сельхозкадрах. Это повысит качество образования и оптимизирует образовательную инфраструктуру.
В том же 2020-м В. Орлов поручил проработать механизмы поддержки сельхозколледжей, закрепить за каждым училищем курирующее предприятие. Для самих работодателей продумать систему субсидирования и грантовой поддержки.
Подводя итоги уходящего года, мы обязательно проверим, что из поручений было выполнен, и какая трансформация может грозить колледжам. Интересно же, куда в случае оптимизации хирургическим путём пойдут студенты и преподаватели – на улицу? Да и только ли от эффективности учебного заведения зависит дальнейшее трудоустройство? Сколько раз в Приамурье поднималась проблема с дефицитом медиков и учителей: многие выпускники уходили на другую, более денежную работу. Значит, вопрос не к ссузу/вузу, а к экономической ситуации?
Колледжи открываются/закрываются/объединяются на основании управленческих решений учредителя, в соответствии с запросом отраслей экономики региона на подготовку рабочих кадров, – пояснила первый замминистра образования и науки Амурской области Елена Бурдуковская. – Учредители определяют и эффективность работы колледжей по более чем 30 показателям – эффективность трудоустройства выпускников, исполнение госзадания, качество образования, эффективность финансово-хозяйственной деятельности, воспитательной работы и т. п.
В свою очередь, эффективность трудоустройства выпускников колледжей зависит от таких факторов, как профориентация школьников (чиновники предлагают детям уже с пятого класса выбрать будущую профессию и целенаправленно к ней идти), а также качество образования в колледже, материально-технической базы (по версии губернатора, основная проблема амурской системы профобразования), производственной практики, взаимодействия с работодателями. Немаловажны – престиж профессии и уровень зарплаты.
Восстановление престижа профессии – точно дело не одного года! Как верно замечают наши читатели: «В своё время позакрывали ПТУ: мол, не надо нам рабочих! А когда понадобились, оказалось, что людей, умеющих работать руками, просто нет!»
Увеличивать набор
Эффективность работы колледжей оценивают ежегодно – и на региональном, и на федеральном уровне, – продолжает Е. Бурдуковская. – В целом наши учебные заведения высоко оценены по соответствию их работы запросам рынка труда, материально-техническая база в основном соответствует той, что на производстве.
Что касается трансформации училищ, отмечает Елена Анатольевна, масштабная реорганизация колледжей (в связи с передачей их из федеральной собственности в региональную) проводилась в 2010 – 2012 гг. В 2017-м в Свободном закрыли Амурский кооперативный техникум. Как пояснили в организации-учредителе – Амурском облпотребсоюзе, учреждение спросом не пользовалось. Оставшихся преподавателей и студентов распределили в другие училища.
Больше никакой ликвидации по региону не планируют. Как, впрочем, и открытия новых ссузов. Речь лишь о новых специальностях и направлениях профподготовки по отдельным запросам работодателей. Так, в 2020 г. в колледже транспорта и дорожного хозяйства открыли специальность «Почтовая связь». А в 2022-м педколледж открыл набор по направлению «Спорт».
Мы просмотрели список специальностей в наших колледжах – есть немало дублирующихся в разных училищах. Может, об этом мог говорить губернатор в части оптимизации?
Специальности дублируются в связи с высокой потребностью работодателей в рабочих конкретной профессии и ограниченностью рабочих мест в отдельно взятой образовательной организации, – отметили в минобрнауки Приамурья. – Скажем, при плане набора по профессии «мастер общестроительных работ» в 100 бюджетных мест невозможно набрать всех абитуриентов в один колледж. Нет столько рабочих мест в учебных мастерских и близко расположенных мест производственной практики. Поэтому эти 100 мест распределяются по трём колледжам.
Говоря о дефиците рабочих кадров, губернатор постоянно сокрушается о строительстве. Регион стремится строить больше (космодром с газовым заводом чего только стоят!), а заниматься-то этим некому. А после того как пандемия ковида выгнала из области всю иностранную рабсилу и закрыла границу с Китаем, дело совсем дрянь.
В связи с этим вдвое увеличен набор по ряду строительных специальностей, активизирован процесс профобучения по дефицитным профессиям взрослых, в том числе безработных амурчан, – добавила Е. Бурдуковская.
Тему строительства мы отдельно продолжим в дальнейшем.
Ещё один ключевой сектор экономики Приамурья – сельское хозяйство. С кадрами и в нём дефицит, хотя в аграрном колледже практически все студенты – целевики, и после окончания учёбы три года обязаны проработать на предприятии. Ребят и на практику берут, ещё и платят им за это. Как пояснили в самом колледже, объёмы сельхозпроизводства в регионе так быстро растут, что подготовка специалистов за таким темпом не успевает. А тут ещё и часть персонала в отрасли мобилизовали. Стало быть, и здесь набор надо увеличивать?
Между тем
Амурское управление ветеринарии получило серебряную медаль в Москве на всероссийской ежегодной агропромышленной выставке «Золотая осень» в номинации «Популяризация профессии ветеринара». Сегодня в области свободных вакансий нет, а пять лет назад в районах не могли найти специалистов. Зарплата у ветврача за три года выросла с 33,6 тысячи до 60 тысяч рублей.
Компетентно
Врач-психотерапевт, психолог, тренер Всемирной ассоциации позитивной и транскультуральной психотерапии Максим Чекмарёв:
Позиция губернатора о разделении профессий на нужные и ненужные кажется мне странной. Образование в целом связано с формированием личности. Мне, например, трудно разделить образовательный и воспитательный элементы. И в выборе профессионального пути присутствует и личностная траектория, соответствующая интересам человека. Кроме того, мы же учим детей свободе выбора. А указывая, куда поступать и чем заниматься, как бы намекаем, что их выбор может быть никому не нужным? Значит, и сам человек может быть ценным или не ценным? Это уже селекция, откат даже не к плановой, а к кастовой системе, при которой власть относится к людям, как к функциям. А как же теория общественного договора: люди создают сообщество, в том числе государство, чтобы оно защищало их права, но не наоборот? Мы, наконец, пытаемся строить инновационную экономику, которая как раз не рассматривает сотрудника как винтик, а поощряет его инициативу, самостоятельность и ответственность за своё место.
Стремясь готовить кадры, нужные прямо сейчас, мы готовим людей к прошлому. Они ведь отучатся через несколько лет, а реальность будет уже другой. Поэтому, мне кажется, нужно развивать систему прогнозов в экономике следующего дня.
Наконец, о профориентации школьников. Честно, не всегда в 15-17 лет понятно, кем хочешь быть в будущем. Кроме того, в течение жизни мы вообще можем измениться до неузнаваемости, и наше занятие, которому отдано полжизни, станет бесполезным. Поэтому нацеливать на ОПРЕДЕЛЁННУЮ профессию – ретроградно. Важно дать возможность ребёнку попробовать разное, понять, к чему больше склонность; понять, в каких СФЕРАХ деятельности он может максимально раскрыться. То есть речь о познании себя и своих возможностей. И без разделения профессий по престижу, конкурентности: мы ищем свой путь – и все они ценны.
В первую очередь, нам нужны образованные люди, с хорошей базой знаний в разных предметах, благодаря чему они могут понимать реальность и осваивать критическое мышление, формировать собственное мировоззрение. В конце концов, административно-плановая работа школы, финансирование конкретных кластеров среднего профобразования не рождает в людях способность к предпринимательству – к умению себе и другим организовывать рабочие места. А эта способность в настоящее время критически важна для нашей страны.
Между тем в Госдуму РФ внесён законопроект о разрешении детям работать с 14 лет без согласия органов опеки. Из-за западных санкций доход многих семей снизился – пора и наследникам подключаться к выживанию.
Ещё больше интересного на портале 2×2.su
Автор: Иван Зубарев
Источник новости: 2×2.su