2022 год идет на антирекорд: к октябрю сумма ущерба от цифрового мошенничества в России достигла 64 миллиардов рублей, тогда как за весь 2021 год этот показатель составил 68 миллиардов рублей, а за 2020 год – 34 миллиарда рублей. Число кибератак увеличилось на 80 %, и хотя большинство их сосредоточено на госсекторе и объектах финансовой инфраструктуры,
2022 год идет на антирекорд: к октябрю сумма ущерба от цифрового мошенничества в России достигла 64 миллиардов рублей, тогда как за весь 2021 год этот показатель составил 68 миллиардов рублей, а за 2020 год – 34 миллиарда рублей. Число кибератак увеличилось на 80 %, и хотя большинство их сосредоточено на госсекторе и объектах финансовой инфраструктуры, хакеры «не забывают» и простых граждан. Одни в результате расстаются со своими сбережениями, а другие получают от действий мошенников прямую выгоду.
Дроппер – человек, предоставляющий свои банковские счета и карты для вывода украденных денег. Он или она не контактируют с жертвами, а зачастую никогда не видят и собственное «руководство». Дроппер – транзитный пункт, функция которого сводится к тому, чтобы прикрыть конечного получателя. Сливки с предприятия снимает организатор, поиском жертв и их «обработкой» занимаются операторы первой и второй линии (имеющие для этого целые методички). Дроппер же получает свой процент и спит спокойно – не видя пострадавших, с совестью договориться куда легче.
По данным МВД, ежедневно в мошеннических схемах с банковскими картам участвуют до 500 тысяч дропперов, чьи действия попадают под статьи УК РФ (172, 174, 159), но на практике доказать их участие в махинациях почти нереально. В то же время без этой низшей «касты» вся цепочка мошеннической схемы рассыпалась бы, а применяемые схемы перестали работать. Ведь хотя цифровая преступность – бизнес международный, дропперы в этом «интернационале» – всегда люди, проживающие на территории конкретной страны. К слову, когда весной Россия была отключена от SWIFT, и вывод денег с VISA и Mastercard за рубеж стал невозможен, в течение месяца МВД не зарегистрировало ни одного случая мошенничества с банковскими картами. Однако затем дропперы снова взялись за дело.
«Высокая латентность киберпреступлений связана, в том числе, с анонимностью, отсутствием непосредственного контакта мошенника с потерпевшим. Кроме того, на масштабах ущерба сказывается простота доступа к информации и широта охвата аудитории, а процесс поимки преступника осложняется трансграничным характером мошеннических схем», – отметил сенатор от Амурской области, член Комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин. В Амурской области, кстати, ситуация на первый взгляд спокойная: за 2021 год только 1 728 случаев мошенничества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Однако это 74,1 % от всех мошеннических схем и 9,5 % от общего числа преступлений в регионе за тот же год.
В МВД настаивают на необходимости уголовного наказания для владельцев транзитных счетов и карт. Понимание, что даже статус «посредника» влечет за собой реальный срок, для многих станет весомым аргументом не ввязываться в сомнительные махинации. С этим согласен и Артем Шейкин, возглавляющий секцию «Обеспечение технологического суверенитета и информационной безопасности РФ» в Совете по развитию цифровой экономики СФ РФ: «Дропперы – это звенья общей цепи, и если перекрыть вывод похищенных средств, мошенникам будет гораздо сложнее реализовывать свои схемы».
Некоторые шаги предпринимаются уже сейчас. Так, МВД подключили к системе ФинЦЕРТ Банка России. Правоохранители смогут получать информацию о сомнительных операциях в режиме одного окна, что позволит в разы ускорить расследование дел о мошенничествах. В свою очередь ЦБ работает над предложениями о поправках в закон №161-ФЗ «О национальной платежной системе». В них, среди прочего – повышение процента возврата гражданам украденных средств (вплоть до полного возмещения ущерба банком, вовремя не отреагировавшим на информацию регулятора о возможном мошенничестве), и двухдневный «период охлаждения» на стороне банка-отправителя, позволяющий исключить влияние мошенников на клиента при совершении операций.
Специалисты банковского сектора подчеркивают, что изменения в законодательстве важны, но новые способы обмана появляются быстрее. Бороться с ними можно лишь комплексно, через взаимодействие МВД, банков, операторов связи (одна из частых сегодня схем – вывод средств через «серые» номера мобильных телефонов). В правительстве поддерживают эту позицию: «Советом по развитию цифровой экономики предложено в 2023 году провести форум, посвященный всем аспектам информационной безопасности, противодействия мошенничеству и защиты персональных данных. Такой форум мог бы стать площадкой для продуктивного диалога власти, бизнеса и экспертного сообщества», – отмечает Артем Шейкин.
Источник новости: Amur.Info