Почему программа переселения в Приамурье стопорится?

Почему программа переселения в Приамурье стопорится?

В программу переселения из аварийного жилья в Приамурье включена почти тысяча многоквартиных домов, в которых проживаю около семи тысяч человек.

Дело, конечно, благое, но за исполнением глаз да глаз нужен. Историй про то, как амурчан не переселяют из развалюх или некачественно ремонтируют их жилища, на повесть хватит!

Недавно в прокуратуру пожаловались жители дома в пгт Прогресс: двухэтажка разрушается на глазах. Дожди серьёзно подмыли и частично разрушили плиты подпорной стены основания дома. Управляйка не сделала водоотведение от плит, а администрация посёлка – от придомовой территории.

В Белогорске в одном из подъездов четырёхэтажки возникла угроза обрушения стояка и ветхих межэтажных перекрытий здания. Дом 1940 г. постройки, от трещин на нём места живого нет. Рухнет четвёртый этаж на первый – придавит всех, утверждают жильцы.

Коммунальщики с 2018 г. тянули с капремонтом инженерных сетей. Хотя какой смысл, если сам дом на ладан дышит? Жильцам предлагали признать дом аварийным, но нужна экспертиза, которая стоит 300 тысяч рублей, потому что собственники управляют домом сами, и управляйка лишь обслуживает строение. А таких денег у людей нет! А можно ли признать без этой экспертизы? А есть ли в области такие эксперты? А кто полномочен эти данные запросить? В итоге Амуржилинспекция всё же дом посмотрела, результаты направила в администрацию, за которой последнее слово.

В том же Белогорске региональный штаб ОНФ помогал жительнице получить благоустроенное жильё. Строение, в котором жила амурчанка, в декабре 2017 г. признали аварийным. Но в программу расселения попадали дома, признанные аварийными до января 2017-го. А следующего этапа ждать ещё годы! В общем, решить проблему удалось лишь в ручному режиме.

А вот в одном из домов в селе Чигири Благовещенск часть кровли не выдержала и рухнула. Хозяина – пенсионера – лишь по чистой случайности не было дома. Халупа признана аварийной ещё в 2014 г., но старика всё не переселяли – в программе расселения дом стоит лишь на 2025 г. Казалось бы, ну, поместите жильца в маневренный фонд, а он в селе даже не создан! Но местные власти пообещали до конца 2022 г. пенсионера вселить в новый дом, который, мол, уже строится! Пока же дедушка живёт у родственников.

Не оказалось маневренного фонда и в селе Талдан Сковородинского района. Из-за чего местная жительница всё не может переселиться из дома, которому аж 122 года!

В том же районе нет достаточного количества маневренного жилфонда и в пгт Ерофей Павлович. При этом поселковые власти, во-первых, затянули сроки признания дома аварийным; во-вторых, не уведомили людей о сносе строения, когда до сноса всё-таки дошло. Специалисты отмечают необходимость каких-то дополнительных механизмов расселения.

Только через прокуратуру смогли добиться переселения из аварийного дома жители поселке Талакан Бурейского района. За 43 года дом ремонтировали один раз. Строение признано аварийным, а людей расселять не спешат.

В Тынде администрация купила сироте квартиру в аварийном доме, нарушив закон, по данным амурского УФАС. Единственный участник торгов больше ничего предложить не смог. Причём жильё признали аварийным уже после вселения.

Не нашли понимания со своей управляйкой жильцы одной из благовещенских многоэтажек. Уже месяц после каждого дождя подтекает крыша – искрит проводка, обваливается штукатурка. Управляйка утверждает: «Всё плохо – нужен внеплановый ремонт крыши». Областной фонд капремонта: «Крыша в порядке, срок ремонта по программе – 2038-2040 гг.». А людям кому верить? Плюнули и написали в прокуратуру – пусть разберутся!

Наконец, жителям двух домов в Зее сделали такой капремонт, что стало ещё хуже, чем было. Но подрядчик поверил, к сожалению, не жильцам, а уже правоохранителям.

Компетентно

Уполномоченная по правам человека в Амурской области Наталья Кравчук:

Программа переселения из аварийного жилья – один из наиболее частых вопросов, с которыми ко мне обращаются амурчане. Обобщу выше описанные ситуации: проблемы сводятся, во-первых, к затруднению ликвидации постоянно пополняющегося аварийного жилфонда, не только понижающего инвестпривлекательность населённых пунктов и сдерживающего развитие инфраструктуры, но и создающего потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан, ухудшающего качество предоставляемых коммунальных услуг, повышающего социальную напряжённость в обществе. Во-вторых, к недостаточному количеству маневренного фонда.

Закон предусматривает возможность долевого софинансирования, когда наряду с выделенными за счёт бюджета средствами граждане своим имуществом участвуют в приобретении (строительстве) жилья, стоимость которого превышает объём выделенных средств. Но, как правило, граждане не в состоянии участвовать в таком софинансировании.

Улучшение реализации жилищных прав граждан, на мой взгляд, возможно посредством законодательного урегулирования ряда вопросов:

  • расширения перечня оснований для переселения из аварийного жилья;

  • включения в программу домов индивидуальной жилой застройки;

  • изменения подхода к расчёту величины выкупной стоимости квадратного метра изымаемого жилья, принимая во внимание его стоимость в области.

Предоставление социально незащищённым категориям граждан (многодетные семьи, семьи, имеющие ребёнка-инвалида, семьи с инвалидами I группы) жилья площадью свыше ранее занимаемой (с учётом установленной нормы предоставления жилых помещений) и возможностью софинансирования указанной разницы за счёт средств Фонда ЖКХ также позволило бы сделать реализацию программы по переселению более эффективной, учтя права и интересы граждан.

Автор: Иван Зубарев

Источник новости: 2×2.su