Учебный год начался почти месяц назад, но у родителей и школьников уже накопились претензии.
Что не так с благовещенскими школами, куда жаловаться на поборы и как помочь ребёнку справиться со страхами и тревожностью?
С родителями не страшно
«Вокруг школы темно!» – с такими жалобами стали обращаться в редакцию портала 2×2.su жители Благовещенска. Компания, которая сейчас занимается модернизацией освещения в городе, отметила, что они обслуживают только существующие сети, а чтобы поставили дополнительные фонари, нужно обратиться в управление ЖКХ, отдел благоустройства.
Казалось бы, решение простое – пиши в администрацию и жди, когда то или иное пространство внесут в планы по освещению. Но проблема сложнее, чем кажется. В некоторых местах фонари есть, но светят тускло. Где-то свет направлен на проезжую часть, а тротуар – тёмный.
Тем временем родители переживают, что из-за прогулок по темноте у маленьких детей развиваются дополнительные страхи.
У меня дочь не хочет идти в школу одна, боится, придумывает себе всякие ужасы, а мы ведь живём совсем рядом. Это может закончиться развитием фобий, разве нет? Неужели мне её постоянно самой водить и забирать? – жалуется Виктория, мама двоих детей.
Но психолог советует не связывать желание идти в школу с внешними факторами среды.
Что для ребёнка школа в первую очередь? Это место, где существует система отношений между учителями, учениками, а также учителями и учениками, – объясняет врач-психотерапевт, психолог Максим Чекмарёв. – Желание идти в школу не зависит от освещённости пути. В темноте дети действительно могут чувствовать себя незащищёнными, но не потому, что не горит фонарь, а потому что мама или папа не проводили или не встретили. А с мамой и папой тёмные улицы не страшны.
У ребёнка, особенно маленького, есть потребность на кого-то опереться. Готовы ли взрослые быть такой опорой, вот главный вопрос, добавляет эксперт.
Удобно, но некомфортно
Ещё один вопрос, который волнует родителей – удалённость школы от дома. Многие скажут – не надо было отправлять ребёнка так далеко, но ситуации бывают разные. Иногда семьи переезжают, а школу ребёнок по понятным причинам менять не хочет. А порою школа по месту жительства, но корпус начальных классов – на другом конце города.
Мы ходим в гимназию № 1, живём в двух шагах от школы. Точнее, мы так думали, пока туда не поступили. Оказалось, что корпус младшеклассников ближе к таможне, чем к нашему дому… Приходится либо возить сына, либо скрепя сердце отпускать на автобусе утром, – расстроенно рассказывает Мария, мама первоклассника.
Администрация Благовещенска отметила, что вопрос с корпусами решался в далёком 2011 году. Тогда гимназия № 1 была реорганизована путем присоединения школы № 21 на улице Чайковского, 14 – теперь там и учатся начальные классы.
В 2022 году проводились публичные слушания по вопросу дальнейшей застройки квартала № 27, в котором располагается 1-й корпус гимназии – это старшая школа. Далее этот вопрос рассматривался на заседании при губернаторе Амурской области, где было принято решение о строительстве дополнительного корпуса гимназии № 1 в квартале № 27. Дальнейший вопрос о строительстве нового корпуса будет решаться в министерстве строительства и архитектуры Амурской области, – объяснил мэр Благовещенска Олег Имамеев.
Однако все понимают, что новый корпус не появится за один месяц, да и возможность водить своё чадо в школу напротив дома есть не у всех. Как быть с психологическим комфортом школьника, которому приходится в час пик ехать в забитом автобусе?
Когда мы говорим о сложностях инфраструктуры, мы забываем, что не они являются главными факторами формирования мотивации, – напоминает Максим Чекмарёв. – Если школа близко, но это «дурацкая школа», в которую я не хочу ходить, тогда мне удобно, но плохо психологически. Это же работает и в обратную сторону: если мне комфортно в учебном заведении на другом конце города, мне может быть неудобно туда добираться, но чувствовать себя я там буду отлично. Я думаю, здесь важно не смешивать разные понятия – психологические и инфраструктурные.
А вот поездки в забитых автобусах действительно могут быть неприятными для ребёнка.
Автобусы в час пик – это давка, ребёнок маленький, он находится среди большого количества людей. Конечно, лучше в таком случае, чтобы ребёнок ехал не один – друзья, знакомые, которые учатся в той же школе, родители. Отправлять ребёнка на автобусе одного лучше тогда, когда он освоился с социальной реальностью вне семьи, класса с пятого, – советует психолог. – Если школа далеко, желательно ребёнка сопровождать хотя бы в школу, а на обратном пути – встречать, чтобы ребёнок не боялся проехать остановку.
Время «ничегонеделания»
Расписание – вечная причина для споров и вопросов: то физкультура первым уроком не нравится, то три математики в один день.
У сына первые три дня по шесть-семь уроков, а потом два дня – по четыре. Неужели нельзя равномерно распределить? – жалуется Екатерина, мама двоих детей.
А ведь в расписание ребёнка обязательно нужно добавить кружки, секции и репетиторов, чтобы ни минуты свободного времени! Нельзя же, чтобы ребёнок ничего не делал? И вот тут стоит притормозить… Нередко перегруженность ребёнка на совести родителей, а не школы.
Интересный момент: когда мы говорим об образовании, начинаем заниматься какой-то «паллиативной помощью», – сравнивает Максим Чекмарёв. – Нагрузка у детей и так огромная, а ещё нужно сверху накинуть. Мне говорят: Максим, а кому сейчас легко, жизнь такая, все перегружены! Может быть, хватит устраивать ребёнку такую жизнь? Школа готовит к следующим этапам – университету и работе. Если раньше она напоминала завод, где дети делали какую-то работу по звонку, сейчас больше напоминает работу в условиях офиса, где требуется многозадачность. Ну неужели мы не можем подумать о том, как сделать эту систему комфортнее?
Начать можно с малого, говорит психолог. Если школьную нагрузку снизить нет возможности, стоит уменьшить внеурочную.
Пусть дополнительное занятие задействует другую сферу – спорт или искусство. Когда ребёнок учится в школе, учится после школы… Конечно, будет перегруз. И не надо забывать – любому ребёнку нужно свободное время, чтобы поиграть, поговорить, подумать или вообще ничего не делать. Каждому человеку, в том числе маленькому, нужна возможность побыть в покое, когда его никто не трогает, ничего от него не требует.
Невозможно расставить школьные предметы так, чтобы всем было легко, у каждого ребёнка свои предпочтения. Единственный выход – индивидуальное расписание для каждого, что невозможно сделать в рамках нашей системы образования. Но вот планировать свободное время можно так, чтобы конкретному ребёнку было комфортно.
Однако в министерстве образования отметили, что пожаловаться на расписание можно, если оно нарушает санитарные нормы.
Если родители считают, что у ребёнка неправильно распределена нагрузка, в первую очередь нужно обратиться к руководству школы. Если директор не идёт на диалог, можно пойти в управление образования. Нормы закреплены в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», – пояснили в пресс-службе ведомства.
Важно содержание
Когда спрашиваешь о проблемах образования, все вспоминают самое очевидное – дороги, освещение, уроки. Но редко люди задумываются о психологическом климате, понимании между педагогами и детьми, о мотивации учиться.
Мне кажется, в современной школе проблемы не столько с внешними порядками, сколько с внутренним содержанием, – подводит итог психолог Максим Чекмарёв. – Сильно изменилась система отношений между учениками, учителями, детьми, руководством системы образования. Там не всегда хватает пространства для диалога, для уважения. И скорее важно задуматься о том, какие ценности исповедует школа и система образования в целом, и это гораздо более продуктивный вопрос, если мы хотим что-то изменить к лучшему.
Поборы и спонсорская помощь
Министерство образования и науки Амурской области ещё раз напоминает, что поборы в школах запрещены.
Есть такое понятие, как «спонсорская помочь» родителей. Родители, если хотят, могут что-то купить в класс, где учится их ребёнок, – поясняют в пресс-службе ведомства. – Но если родители не планируют сами ничего сдавать, а учитель требует то на одно, то на другое, родитель не обязан платить.
В минобрнауки также работает горячая линия по незаконному сбору денежных средств. Специалисты могут дать разъяснения по всем подобным вопросам и точно сказать, куда обратиться с такой проблемой:
-
8 (4162) 226-594,
-
8 (4162) 226-518.
Автор: Татьяна Рябова
Источник новости: 2×2.su