увеличить | |||
В настоящее время школьники по-настоящему работают на малой железной дороге, проходят практику. За годы работы малой железной дороги десятки тысяч амурчан освоили навыки профессий проводника, стрелочника, ревизора, сигналиста и другие. Многие после практики поступили в профильные высшие учебные заведения. Одно из самых популярных – Амурский институт железнодорожного транспорта – находится в Хабаровске. У вуза есть филиал и в Свободном. «Мы помогаем ребятам, которые поступают, целевые им даём через дорогу, чтобы они обучались бесплатно», – говорит начальник Свободненской детской железной дороги Виктор Колесников.
Пять дней в неделю после планёрки взрослые выходят на работу и несколько часов трудятся бесплатно. Для юных сотрудников малой железной дороги обычные поездки – уже приключение. Вся организация – от проверки билетов до перевода железнодорожных стрелок – лежит на хрупких плечах мальчишек и девчонок.
В путь-дорогу по узкоколейке ежедневно собираются десятки ребят. Многие уверены: они поехали верным путем. Скорость приближения к будущей профессии – 30 километров в час. Летом практику в вагонах и на перронах пройдут 840 мальчишек и девчонок. «Испугался сначала, потом всё нормально прошло, – рассказывает стрелочник Алексей Камунин. – Перевёл нормально, даже “пятёрку” поставили заслуженно. Мне больше ездить нравится проводником – катаешься да катаешься».
Каждый день из Свободного к местам отдыха едут пассажиры. «Такие внимательные девочки, объявляют станции, – хвалит пассажирка Татьяна Кислова. – Чувствуется, что нравится им, девочкам. Мы в этом году второй раз едем: одну внучку прокатили, сейчас вторую внучку везём». На конечной станции работают стрелочники, они готовят поезд к отправлению. Их труд – один из самых ответственных. «Поезд перевернуться может, если зазор меньше трёх миллиметров», – объясняет стрелочник Тигран Подозян.
Главные на дороге, конечно, дети. У каждого из сотрудников есть удостоверение. Тепловозом управляют взрослые. Машинисты с большой дороги помогают малой возить пассажиров. Восемь вагонов колесят по рельсам ещё царских времен. Правда, старые рельсы тянутся не на всём пути. Своё слово в истории Свободненской узкоколейки сказала Транссибирская магистраль. «Рельсы раньше лежали на Транссибе, там маркировка стоит – 1908, 1910, 1912 года. Их сняли с Транссиба и попали на детскую дорогу. Вес поезда раньше был небольшой и они вполне соответствовали», – сообщает инструктор Василий Заводянский. Изначально вагоны тянул паровоз, сейчас работает тепловоз. Дворники на окнах запускают вручную, а вместо спидометра в кабине установлен механический скоростемер. В следующем, 2012-м году тепловоз планируют заменить. В 40-м году прошлого века никто не думал, что малую дорогу ждёт большое будущее. Её начали строить в 1939-м. Тогда на работы выделили 500 тысяч рублей. В советское время летом поезд перевозил до 40 тысяч пассажиров, сейчас поток уменьшился до 12 тысяч: на перевозках много не заработаешь, да и вандалы наносят урон. «Зимой же никто не работает, зимой металл воруют. Это заслуга путейцев, что малая железная дорога не остановилась. Они всё придумывают, делают, восстанавливают», – отмечает машинист Константин Дьяченко.
На содержание самого длинного в России малого пути «Забайкальские железные дороги» тратят примерно 26 миллионов рублей в год. В текущем году пассажиров ждёт подарок: три современных вагона. Их привезут из Удмуртии. Ещё один сюрприз – музей – откроет свои двери в следующем году. И, кто знает, возможно, ребята-железнодорожники тоже войдут в историю Свободненской дороги, которая хоть и считается малой, но многим даёт билет в большую жизнь.
Источник новости: http://www.amur.info/news/2011/08/05/7.html