На Камчатке нашли разбитый американский бомбардировщик

Машина потерпела крушение во время Второй мировой войны

В начале октября члены совместной экспедиции Русского географического общества и экспедиционного центра Минобороны России нашли на Камчатке американский самолёт. Как сообщает РГО на своём сайте, «Локхид Вентура» разбился во время Второй мировой войны, в феврале 1945 года. По информации исследователей, самолёт принадлежал военно-морскому флоту США и участвовал в бомбардировках Японии.

— Мы предполагаем, что это самолёт с заводским номером 6470 из авиаэскадрильи VPB-131 Военно-морского флота США, который вылетел 20 февраля 1945 года с авиабазы Атту на бомбардировку японских островов. Он был повреждён осколками, шёл на свою базу на Командорские острова, но уже будучи над Камчаткой, стало понятно, что в лучшем случае сможет со своим подбитым двигателем дотянуть до Петропавловска. Однако экипажи, которые шли чуть впереди, сообщили ему, что погода над Петропавловском ухудшилась, видимость практически нулевая, облака опустились до отметки 60 метров, то есть взлётно-посадочную полосу увидеть невозможно. Получив эту информацию, командир экипажа лейтенант Джон Пауэрс принял решение покинуть самолёт с парашютами и дал экипажу соответствующую команду, – рассказал руководитель научно-поисковых проектов центра современной истории Сергей Катков.

Обломки самолёта в районе бухты Вестник впервые заметили ещё летом. В этих местах в годы войны совершили вынужденную посадку или потерпели крушение около полсотни самолётов. Экспедицию к сбитому бомбардировщику организовали по инициативе международной российско-американской комиссии по делам военнопленных и пропавших без вести.

Фото: Центр современной истории/Сергей Катков

Поискам мешал густой стланик на месте крушения.

— Далеко не всегда поисковики указывают нам точные координаты. Зачастую это просто область на карте, где десять, двадцать или тридцать лет назад кто-то видел ту или иную деталь. Касательно самолёта в районе бухты Вестник мы получили информацию из двух источников. Оба дали нам одну и ту же фотографию, но при этом между указанными ими точками на карте была разница в 15 километров. Для горного рельефа, сплошь покрытого лесом, это очень много, – рассказал Сергей Катков.

Исследователи не могли даже точно определить сторону хребта, где упал самолёт. В первую разведку отправился квадрокоптер: с него получили изображения первых обломков, к которым оправились участники экспедиции. Однако даже с земли разглядеть в зарослях самолёт оказалось непросто. Первая группа разведки прошла в семи метрах от обломков, не заметив семиметровый хвост машины.

После того, как нашлись первые фрагменты, удалось обнаружить элементы капота, разбитый плексиглас кабины, крылья, стойки шасси, моторы. Все найденные обломки расчистили и сделали фотографии для анализа.

— Большой удачей оказалось то, что сохранился фрагмент хвоста с рулями управления и кормовой нижней кабиной воздушного стрелка. Именно на этой части мы увидели цифры 6470 – сокращённый заводской номер самолёта. По архивным данным мы предполагали, что это будет именно он, и вот получили подтверждение. Здесь нам повезло – обычно в таком месте номер не указывают, в частности, на самолёте «Вентура», который мы обследовали в июле на мысе Камбальный, его не было. Судя по всему, это была инициатива авиатехника, который вручную написал под горизонтальным оперением хвоста самолёта номер для своих технических задач, – рассказал руководитель научно-поисковых проектов Центра современной истории Сергей Катков.

Фото: Центр современной истории/Сергей Катков

Также исследователи нашли кислородные баллоны, приборы из кабины пилота, педали и рукоятки управления самолётом. Многие фрагменты оказались сильно оплавленными – после падения аппарат загорелся. Часть боекомплекта была израсходована — по всей видимости, экипаж стрелял по самолётам противника.

Данные из американских архивов позволили предположить, что экипаж самолёта благополучно спасся. На месте падения нашли кресло одного из пилотов с с расстёгнутыми пристяжными ремнями, удалось обнаружить многочисленные парашютные пряжки.

Учёные предполагают, что экипаж добрался до Петропавловска-Камчатского. Из-за договора о ненападении с Японией, хоть СССР и был союзником США, Советский Союз не имел права возвращать американских военнослужащих на родину до окончания войны. Американских лётчиков возвращали в США через третьи страны – Иран или Европу.

Источник новости: Amur.Info