В субботу, 15 декабря, в Приамурье перестала работать последняя сотовая сеть первого поколения. Оператор «Билайн» отключил коммутатор сети AMPS, просуществовавшей в Благовещенске десять лет. В последние недели существования оборудование, когда-то стоившее сотни тысяч долларов, обслуживало ровно 2 (двух) абонентов.
В девяностых годах сотовый телефон сам по себе считался престижной вещью, предметом роскоши. О технологиях, которые применялись в связи, мало кто задумывался. Все мобильные телефоны десятилетней давности в Благовещенске были аналоговыми – большими, тяжелыми (несколько сотен граммов), без возможности отправлять SMS и без сим-карт. И заряжать их надо было каждый день: быстро садились батареи.
15 декабря 2007 года стало последним днем работы таких телефонов. AMPS, сотовый стандарт первого поколения (GSM – второго), давно был признан бесперспективным в России; лицензии на него у большинства операторов истекают в 2007-2009 годах, и новые уже не выдаются. Технология, анонсированная в 1983 году, морально устарела.
В самом начале эры сотовой связи телефоны вместе с подключением стоили под 1000 долларов, минута разговора – до 5 долларов. В то время, когда альтернативы аналоговой связи не было (1997-1999 годы), обладателями «мобильников» были всего несколько сотен благовещенцев; в пору расцвета сотовой связи, когда в регион пришел первый GSM-оператор, в областном центре было больше 5 тысяч абонентов сотовых сетей первого поколения. Операторов, предоставлявших эти услуги, было два: «Сотел» (стандарт NMT-450) и ДТИ («Билайн», стандарт AMPS-800). «Сотел», первым пришедший на рынок в 1996 году, первым с него и ушел, прекратив деятельность в 2005 году. Существование сети AMPS продлилось на два года больше.
У прежнего руководителя амурского филиала ДТИ и «Вымпелкома» Виктора Бумарскова, на глазах которого прошли становление, расцвет и закат «эпохи аналога», и сейчас суперсовременный телефон – теперь уже для нынешних, цифровых GSM-дней. В 1997-м Виктор Николаевич тоже был на волне прогресса. «Тогда это было очень продвинуто и ново в нашем городе. Хотя и была дороговата эта связь, но те, кому было надо, находили деньги, потому что это было очень им нужно», – вспоминает Бумарсков, находясь теперь на пенсии.
В последние месяцы существования AMPS-сети «Билайна» по всему Благовещенску совершался один звонок в день, а базовая станция, находившаяся на здании городской телефонной станции, обслуживала единицы абонентов. По словам директора амурского филиала «Вымпелкома» Сергея Саляева, в городе на 14 октября оставалось 11 абонентов сети AMPS, из которых более-менее регулярно разговаривали два-три человека. «Я бы такую трубочку отложил куда-нибудь, – добавляет Саляев, глядя на старый телефон с батареей размером в небольшую плитку шоколада. – Лет через десять это будет раритет».
Когда-то – передовые технологии, теперь – морально устаревшее оборудование. Белое сооружение, похожее на контейнер, и антенна высотой в пару десятков метров на крыше здания в районе Амурской-Пионерской – та самая единственная станция в Приамурье, которая до субботы оставалась в рабочем состоянии. Именно она работала на двух благовещенских абонентов. Если бы работала и дальше, связь у обладателей раритетов становилась бы все хуже, говорят в компании: починить в случае неполадок ее просто не смогли бы – деталей для такой техники не выпускают.
Большинство абонентов старой сети перешли на GSM, который дает гораздо больше возможностей для общения, еще в 2003-2005 годах. О неизбежности полного перехода для оставшихся было объявлено немногим более двух лет назад. ИА «Амур.инфо» писало об этом в июле 2005 года. С субботы бесполезно звонить и на телефоны того десятка благовещенцев, что до последнего оставались верными старине.
Источник новости: http://www.amur.info/news/2007/12/17/8.html