Отряд полностью состоит из волонтёров. Его основа – группа энтузиастов из одиннадцати человек. Для взаимодействия с местными органами власти существуют устные договоренности с руководителями разных уровней о взаимопомощи.
— Сбор на поиск пропавшего человека, или оказания помощи другого рода при угрозе жизни и здоровья, происходит, как и в любой другой подобной волонтёрской группе, с оповещением через социальные сети и мессенджеры, – рассказывает руководитель отряда Александр Викторович Семенок.
— Есть ли в вашем районе какие-либо другие подобные организации? Какова ваша зона ответственности, есть ли проблемы во взаимодействии с МЧС и другими госорганами?
— В Михайловском районе мы – единственная подобная группа. Чаще всего, зона нашей ответственности – это территория района, но иногда мы можем выехать и за его пределы, если того требует ситуация. Как правило, у нас полное взаимопонимание с администрациями, органами МЧС и полиции.
— Кто эти люди, которые занимаются поисками, где они находят время, как совмещают с основной работой? Может ли этим заниматься любой человек и какие требования?
— В состав входят добровольцы, это люди разных профессий, специальностей и разного возраста. Члены отряда совмещают эту деятельность с работой по согласованию со своими работодателями. Основное требование – прежде всего адекватность, коммуникабельность, достаточно хорошее физическое здоровье. При наличии этих качеств, любой человек может быть поисковиком, будь у него такое желание.
Но самое главное качество для любого поисковика – не оставаться равнодушным к чужому горю или проблеме, желание прийти и быть полезным в силу своих возможностей.
Однажды, когда мы собирались искать человека в сложном смешанном лесу, на место сбора пришла женщина с искусственным коленом. Её готовность помочь заслуживает как минимум уважения. Конечно, я понимал, что в лес ей нельзя, и оставил её у транспорта в качестве координатора поисковых групп.
— Какую подготовку проходят участники отряда, нужно ли их руководителям какое-то специальное обучение?
— В удобное время для всех членов основного состава отряда проводятся тренировочные выезды, где мы отрабатываем поиск и ориентирование на местности, обучаемся пользоваться картой и компасом. Специфика волонтерской деятельности подразумевает, что каждый человек во многом отвечает за себя.
Также в составе отряда существуют определённые правила и обязанности. При первой возможности получить дополнительные знания и сертификат соответствия, мы стараемся воспользоваться предложением и отправляем на сборы и обучение члена нашей команды.
Требование к руководителю отряда вытекают из его ключевой позиции в команде: быть в курсе всех нюансов поиска, руководить, планировать и организовывать поиск с учётом местности. Также нужно быть внимательным к составу поисковой группы, знать состояние здоровья и физические возможности каждого члена отряда. Также для руководителя отряда очень важно не растерять людей, для этого проводится разная работа, такая как инструктажи и предварительная ориентировка по карте с целью привязки к местности.
— Сколько людей найдено, как часто приходится искать?
— Раннее нами была создана группа быстрого реагирования, позднее переименованная в поисково-Спасательный Отряд «Фотон». За время функционирования отряда найдено 3 человека, все живы. К счастью, людей искать приходится не часто, но раз в 2-3 месяца бывают подобные случаи.
Также отряд реагирует на любую просьбу о помощи. Недавний пример – выезд в соседний район на помощь водителю фуры из Дагестана. Там отказал двигатель, мы сделали всё, чтобы убрать машину с дороги и устроить водителя на временное проживание.
— Самые распространенные причины исчезновения людей? Кто чаще пропадает и по каким причинам?
— Самые распространенные причины пропажи людей в нашей местности, это конечно потеря ориентации в незнакомой местности, где люди оказываются по разным причинам. Чаще всего это грибники-ягодники. Практически все, кого нам приходилось искать, были пенсионного возраста.
— Попадали ли в ходе поиска члены отряда в опасные ситуации? Что нужно, чтобы в ходе поисков не потеряться самому
— Был случай, когда члены нашего отряда сами теряли ориентиры и тратили некоторое время для определения собственного местоположения. Для исключения подобных казусов, как раз и проводятся тренировки по изучению местности по карте и по компасу. Во время выхода на поиск, каждый из нас имеет с собой «тревожный» рюкзак с минимально необходимым комплектом для жизнеобеспечения. Обязательно иметь карту и компас. Чтобы не потеряться, мы всегда держимся цепью видим друг друга, двигаемся строго по намеченному маршруту.
— Что нужно для улучшения вашей работы, чего не хватает, просили ли вы где-то содействия и что получили?
— Безусловно, государству стоило бы поощрять людей, которые не жалея сил, средств и времени выходят на первые призывы о помощи. Волонтёрская служба подразумевает безвозмездную помощь, но бывают случаи, когда для выполнения определенных задач требуется помощь местной администрации. В некоторых случаях нужно сразу много добровольцев, а это значит нужен транспорт и иные, недоступные волонтёрам ресурсы.
Надо отдать должное, что при личном обращении к руководству разных структур, как правило встречаем понимание, всевозможную помощь и взаимодействие.
В ранних поисковых мероприятиях помощь отряду не требовалась и мы никуда не обращались. Но такой вариант никогда не исключается, надеемся, что при необходимости и в дальнейшем будем встречать понимание и содействие со стороны администраций разных уровней, структур полиции и МЧС.
— Почему вы назвали свой отряд «Фотон»? Какой смысл вы вкладываете в это название?
— Фотон, это как известно, частичка света. Когда человек заблудился, и находится в тяжелом положении, именно поисковики становятся для этого человека лучом света.
Источник новости: https://www.amur.info/news/2021/04/23/188167