В селе Среднебелая Ивановского района работает единственная в Приамурье иконописная мастерская. Корреспондент Амур.инфо увидел своими глазами творения мастера и учеников, а также узнал, как создаются иконы с нуля, как стать настоящим иконописцем и много чего интересного.
С 2015 года иконы создавали в просветительском центре Благовещенской епархии. Но с прошлого года мастерская переехала в след за руководителем в монастырь села Среднебелая. Преподаватель иконописи, она же настоятельница нового монастыря, матушка Даниила рассказала все тонкости создания икон и рассказала о жизни в монастыре.
— Храм начали строить ещё в 2012 году, а закончили спустя два года – в 2014. Но собирать художников и желающих попробовать себя на этом поприще мы начали ещё Благовещенске. А чтобы без отрыва от строительства монастыря создавать ещё и мастерскую, мы перенесли её сюда, в Среднебелую. Здесь она будет постепенно расширяться, – рассказала матушка Даниила.
В Благовещенске мастерская была доступнее. Но зато в монастыре можно работать продуктивнее – более спокойная обстановка. Люди, которые хотят серьёзно попробовать себя в иконописи? могут приезжать сюда на какое-то время, полноценно работать и восстанавливаться в монастырской гостинице.
Как учите?
— Существует два основных стиля написания икон. Первый – традиционный византийский стиль, в нём изображение всегда плоскостное (так писали ещё древнерусские иконописцы). Второй стиль – так называемый «академический» или «живописный» стиль. Он развивался постепенно, вместе с живописью. Открытие законов перспективы и техника масляной живописи использовались в иконописи. А православная иконопись, которой мы придерживаемся сейчас, осталась на золотой середине. Осталась символика, но и внеслось нечто из живописных приёмов, – пояснила матушка Даниила.
Кроме основного стиля написания икон маслом уже есть большие планы в разных направлениях. Специально здесь никого не привлекают, но желающих – поддержат.
— Мы даём информацию о том, что делаем. А дальше люди сами могут проявить себя в самых разных направлениях. Это и резьба по дереву, и ковка, и живопись, и музыка – всё это можно воплотить здесь, – говорит настоятельница.
Работа над иконой начинается с графического изображения. Потом его переносят на плоскость, где будет сама икона: доска или холст. Затем рисунок прорабатывается в одном тоне, в основном – коричневом, и он становится подмалёвком. А уже по нему начинается работа красками.
— Процесс обучения идёт по принципу копирования. Мы находим проработанный образец, а художник в ходе копирования учится сочетать цветовую гамму и оттачивает технику живописи. Например, у нас есть икона из Петербурга, которая помогла научиться не одному поколению иконописцев. Это около двух десятков художников, – рассказала матушка.
Руководитель считает, что одна из наиболее сложных задач – научиться делать градиент фона. Очень важно в правильной последовательности наносить слои и делать плавные переходы из цвета в цвет. Поверхность должна быть гладкой, без лишней фактуры. Это сложная работа, ведь краска по-разному ведёт себя при высыхании.
— Мы изучаем анатомию, рисунок, перспективу и интерьеры, чтобы всё смотрелось естественно. Для этого в мастерской есть реквизит для постановок – отрабатывать начальные художественные навыки. Поэтому в плане первоначальной подготовки мы ничего не спрашиваем. Главное, чтобы у человека было желание работать и готовность посвящать этому много времени. Ну и минимальные способности к рисованию и живописи, – пояснила матушка.
Кого писать?
В мастерской помимо Иисуса Христа и Божьей Матери пишут самых разных святых. Оказалось, что их – тысячи. Матушка показала одну из распространённых икон апостолов Петра и Павла, праздник которых отмечается 12 июля.
— Образ каждого святого складывается исторически и передаётся из поколения в поколение. По древним изображениям апостола Петра мы знаем, что у него были не очень длинные волосы и борода. Традиционно его одежду – хитон изображают в синих тонах, а плащ выполняют в желтоватом, охристом оттенке. За апостолом Павлом также закреплена цветовая гамма одежды. Обычно его пишут в зелёной нижней одежде и красном плаще, – пояснила тонкости матушка Даниила.
В остальном художники придерживаются здравого смысла. Если святой жил в тёплых странах, то его изображают босиком или в сандалиях. А вот, например, Сергия Радонежского, который жил в холодном климате, всегда пишут в обуви.
— Бывает люди просят написать какую-то конкретную икону. Например, недавно мужчина принял крещение с редким именем Алоний. Он попросил нас написать образ этого древнего египетского святого. К сожалению, до наших дней однозначно не сохранился внешний вид Алония. Поэтому, когда мы создавали этот образ, то перебирали разные образцы и изучали, как он мог выглядеть, – показала настоятельница.
Во время обучения иконописцы тренируются на разных форматах. Заданный размер берут только если икона пишется на заказ. Так недавно художники писали икону святителя Николая в город Февральск. От формата, сложности изображения и количества деталей зависит время написания работы. Икону маленького формата опытный художник напишет за две – три недели. А картины побольше требуют от месяца кропотливого труда.
Как разобраться с подписями и что они значат?
— На иконе всегда присутствует подпись, что за святой на ней изображён. Святых подписывают полностью: имя святого и кем он был. Это может быть апостол, преподобный, мученик или великомученик. А вот иконы Иисуса Христа и Божией Матери подписывают сокращённо. Например, буквы на иконе Божией Матери – сокращённое греческое наименование, в переводе значит Мария Матерь Божья, – пояснила руководительница.
Мучениками называются те, кто претерпел страдания перед смертью. У таких святых был выбор: отказаться от Христа и веры либо умереть под пытками. А великомученики даже перед страхом смерти и от невыносимой многодневной или даже многолетней боли не отказывались от Бога.
— Многие свидетели пыток приходили к вере, видя чудеса. Например, 8 марта, праздновался день памяти святого Поликарпа Смирнского. Его пытались публично сжечь на костре, но пламя разошлось в стороны вокруг него ореолом. Такие моменты сплошь и рядом описаны в «Житие святых». Хотя епископа всё-таки убили насильственно, оружием, – рассказала настоятельница.
Ещё вокруг головы святого обязательно изображается нимб. Православная традиция – писать нимб вокруг головы как свечение, а не над головой, как многие привыкли видеть на картинах западных художников. Нимб рисуется последним, его сначала рисуют циркулем на кальке, а затем переводят на изображение уже вручную. Некоторые иконописцы используют циркуль ещё и с рейсфедером.
Как всё-таки стать иконописцем?
— Изначально было несколько десятков человек желающих стать иконописцами. Они какое-то время работали, но на разных этапах уходили. Кто-то думал, что это нечто похожее на хобби, но потом понимал, что это тяжёлый, кропотливый труд, требующий времени и больших усилий. Сейчас осталось всего пятеро учениц, младшей – 21 год, а старшей уже за 60, – рассказала матушка.
Практика показала, что даже люди, не имеющие художественного образования, в процессе работы достигают серьёзного уровня. Чтобы были крепкие работы нужно поработать четыре-пять лет. А затем оттачивать навык можно бесконечно.
— Иконописец во время обучения, как правило, обеспечивает себя сам. Молодых людей либо обеспечивают родители, либо у человека есть работа. А у люди преклонного возраста живут на пенсию. Но если у человека сложная финансовая ситуация, но есть способности и желание учиться, то монастырь предоставляет бесплатное проживание и питание, – пояснила матушка.
Учебные работы доводят до максимального уровня. А потом они хранятся здесь, пока не найдут своего хозяина. Несколько работ уже забрали как домовые иконы. В мастерской понимают, что иконы берут верующие люди, и у них не всегда есть деньги. Поэтому цены здесь стараются не завышать, хоть и ориентируются на существующие мастерские.
— К нам приходят за помощью научиться, а дальше уже человек сам решает. Он может остаться жить и работать при монастыре или работать там, где его работы будут востребованы. Когда работы художника достаточно серьёзны, то иконописец может предложить их какому-либо храму, – рассказала настоятельница.
Качественные иконы, написанные по всем канонам православной церкви, художник может показать священнику. А уже духовник решает какое пожертвование храм готов нести за конкретную икону.
— Несколько лет назад мы писали большой образ для храма в честь апостола Андрея. Прихожане собирали пожертвования, кто сколько может. Сейчас хорошие иконы всегда востребованы – в храмах большой дефицит. Мы молимся перед напечатанными изображениями, но писаную икону ничто не заменит – она производит большее впечатление. Ещё одно из преимуществ иконы ручной работы, что она менее ранима, например, к попаданию воды. Если икона написана вручную, то её реально отреставрировать. А если повреждена икона печатная, то реставрация часто невозможна, – говорит матушка.
Однако законы физики и технику пожарной безопасности никто не отменял. В храмах присутствует живой огонь, поэтому служители знают на каком расстоянии надо держать изображение от лампад. Если соблюдать все правила хранения, то картина может храниться веками. Самая древняя икона датируется Х-ХI веком.
Обязательно ли верить?
Здесь на вере не настаивают, утверждает настоятельница. Но, как правило, человек начинает воцерковляться в процессе работы над иконой – это неизбежно.
— Ведь художник должен понимать, что он делает и зачем. В процессе работы он узнаёт различные правила и символику. Со временем появится потребность знать и церковнославянский язык, чтобы подписывать иконы. Многие иконописцы начинали как люди далёкие от церкви. Но потихоньку они начинают разбираться в этом и уже осознанно приходят в храм, – пояснила настоятельница.
Она добавила, что вера людей со временем укрепляется благодаря чудесам. Например, в этом году на Праздник Крещения на подворье мужского монастыря в Благовещенске наблюдали чудо мироточения.
— Это когда на образе выступают капельки масла. Такое явление воспринимается как знак, что молитва услышана. Его наблюдали с начала истории православной церкви. Ученые не один раз исследовали это миро на химический состав, но так и не выяснили почему происходит такое явление, – пояснила настоятельница Даниила.
Настоятельница рассказала ещё много интересного о жизни в монастыре. А об этом мы расскажем в следующей статье.
Источник новости: https://www.amur.info/news/2021/04/03/187316