Меньше чем через неделю, 13 сентября, в Белогорске пройдут выборы главы города. За кресло мэра поборются четыре кандидата: действующий градоначальник и три бизнесмена. В выборах не участвует ни один самовыдвиженец, в избирательной гонке – четверо представителей основных политических партий: «Единой России», ЛДПР, «Справедливой России» и КПФР. Перед выборами, 3 и 4 сентября, социологи провели очередное исследование в Белогорске. О том, на что сделали ставку во время избирательной кампании кандидаты, и каковы рейтинги претендентов в мэры, в интервью нашим коллегам из amur28.info рассказал научный руководитель центра изучения общественного мнения «Мониторинг», экс-министр внутренней и информационной политики правительства ПриамурьяГерман Желябовский.
Кандидаты от «Справедливой России» и КПРФ поздно начали избирательную кампанию
– Аутсайдеры выборной кампании – кандидат от «Справедливой России» Виктор Мартынов и кандидат от КПРФ Светлана Трембач – на момент окончания исследования только начали свою избирательную кампанию.
– Ознакомиться с программным документом именно кандидата Виктора Мартынова не удалось. В газете «Комсомольская правда» от 1 сентября была опубликована «Предвыборная программа регионального отделения «Справедливой России». Но в этой программе есть только положения общего характера, она абсолютно не адаптирована к выборам именно в Белогорске. Рейтинг кандидата от справедливороссов Виктора Мартынова – 5,5 %.
В день окончания исследования в Белогорске появились световые короба и билборды с рекламой кандидата от КПРФ Светланы Трембач. Печатной агитационной продукции для избирателя пока не было. С программой же кандидата удалось ознакомиться лишь на сайте местного отделения КПРФ, где утверждается, что кандидат «идет на выборы с внятной и актуальной программой. Слоган кандидата – «#Белогорск_Перезагрузка». Уровень поддержки Светланы Трембач населением на 4 сентября – 3,9 процента.
Ожидается явка до 41 процента
– Герман Леонидович, каков ваш прогноз по избирательной активности граждан в день голосования 13 сентября?
– Явка избирателей с учетом анализа этого и других исследований, а также результатов предыдущих выборов прогнозируется в пределах 36-41 процента.
Опросили больше полутысячи человек
– Герман Леонидович, в предыдущем интервью вы рассказали об особенностях и непростых условиях, в которых в связи с пандемией началась выборная кампания 2020 года в Белогорске. Так, кандидатам в мэры не дали возможности в привычном формате проводить встречи с избирателями. Новшеством стало дистанционное электронное голосование. Помимо этого, в Белогорске пройдут прямые выборы мэра, и это редкость для Приамурья. Тогда вы озвучили основные цели, которые преследуют кандидаты, претендующие на пост главы города, и их стартовые рейтинги. Что на этот раз интересовало социологов?
– Проведенное исследование – это очередной, второй этап общего исследования. Его тема – «Факторы мотивации электорального поведения избирателей Белогорска накануне выборов главы города». У исследования есть и общие мониторинговые задачи, и конкретные тематические цели, обязательные для изучения заключительного этапа выборной кампании.
– А если конкретнее?
– На втором этапе мы провели мониторинг рейтинговых показателей кандидатов, более конкретно изучалась социальная база основных кандидатов и их электоральный ресурс. Особое внимание уделили проблематике политического абсентеизма (это уклонение граждан от участия в голосовании) и явке избирателей на выборы.
– Каковы схема и параметры исследования?
– Исследование для своих научных целей провел 3 и 4 сентября 2020 года центр изучения общественного мнения «Мониторинг». Вид исследования — проблемно-параметрическое, выборка — квотная регулируемая. Проводился опрос жителей Белогорска старше 18 лет. Всего с помощью стандартизированного интервью опросили 509 респондентов, после выбраковки полученного массива приняли к обработке 486 интервью. Возможная статистическая погрешность исследования составляет не более 2 процентов.
Имидж политика отражает избирателя
– Почему одному избирателю нравится один кандидат, а другому другой, ведь, по большому счету, все кандидаты желают своим избирателям добра и собираются работать для людей?
– Да, но каждый кандидат – это личность, со своими убеждениями, умениями и навыками, со своим возрастом, подготовкой для выполнения полномочий и со многим, многим другим. В конце концов и со своей внешностью, работой со СМИ. На основе всего этого формируется имидж человека и политика. Имидж, по мнению известных политологов, – «это социальное эхо глубинных интенций личности». Имидж есть отражение политиком избирателя. Политик – это зеркало, но зеркало «продвинутое». В этом зеркале избиратель находит то, что скрыто в глубине него самого.
За «марафонца» Станислава Мелюкова готовы голосовать представители других партий
– Что можно сказать о ходе избирательной кампании, активности кандидатов, их программах, слоганах и рейтингах кандидатов?
– Давайте начнем с лидеров выборной кампании. Лидерство кандидата Станислава Мелюкова – стабильное, рейтинговый отрыв от ближайшего конкурента составляет более чем 30 процентов. Этот факт объясняется во многом «феноменом известности». Однако, исследованием выявлены и другие мотивационные факторы, влияющие на предпочтения избирателей, которые более глубоки и связаны, по мнению белогорцев, с «динамичным развитием города», «политической стабильностью», «жестким правлением», «возрождаемым чувством гордости за свой город», и просто «уважением и личными симпатиями к своему главе».
При выявлении корреляционных зависимостей и анализе кросс распределений были получены интересные показатели относительно поддержки кандидатов сторонниками партий и общественниками. Эти данные позволяют отметить, что даже сторонники других политических партий планируют голосовать за Мелюкова. Так, 32,1 процента сторонников ЛДПР планируют отдать свои голоса за него. Выбирают Станислава Мелюкова своим кандидатом и последователи партии КПРФ, таких респондентов зафиксировано 33,3 %, а среди сторонников «Справедливой России» их более половины – 56,3 %.
То есть, можно сказать, что Станислав Мелюков представляет интересы не только одной партии, а всех политических сил и общественников города. По мнению экспертов, кандидат Мелюков как опытный марафонец двигается к финишу выверено и спокойно, каждый этап избирательной кампании им отрабатывается четко в сроки и качественно. Рейтинг кандидата из-за объективных обстоятельств (сложная федеральная и дальневосточные повестки, аномальные дожди, очередное наводнение и другое) за счет «неустойчивого» электората несколько просел по отношению к предыдущему опросу. Но остается достаточно высоким и равен 51,8 процента. Программа кандидата состоит из краткого обращения и 40 основных задач – конкретных действий главы на 2020-2024 год, с указанными сроками исполнения. Слоган – «Сделаем Белогорск еще лучше!» незатейлив, но белогорцам в целом понятен.
«Спринтер» Наталья Михайлова сделала ставку на ситуацию в Хабаровске
– Что показало исследование по поводу Натальи Михайловой – претендента в мэры от партии ЛДПР?
– Кандидат Наталья Михайлова – «спринтер» выборной кампании в Белогорске и можно сказать ее хедлайнер, который раньше всех участников вышел на старт. Первые агитационные материалы-плакаты кандидата появились еще в конце июля – начале августа. Общая электоральная поддержка населения фиксируется на уровне 16,9 %. Исследование выявило определенный рост рейтинговых показателей кандидата. Однако, следует отметить, что электоральная поддержка от сторонников партии ЛДПР значительно уменьшилась и находится на уровне всего 36,9 %. Степень поддержки от сторонников других партий колеблется от 4 % до 12 %. По мнению экспертов, выборная кампания кандидата не отличается оригинальностью, завязана только на критику работы администрации города и является скорее продолжением личной вендетты кандидата с главой города. Кандидат Наталья Михайлова практически отказалась от своего начального слогана – «За перемены к лучшему». В ее штабе решили использовать ситуацию, связанную с протестными акциями в Хабаровске, и теперь у претендента в мэры новый слоган: «Я/МЫ Михайлова. Это наш выбор!».
Конечно, это сладкая приманка для любого кандидата находящегося в поиске своего образа – взять для своего имиджа чей-то тренд. Но это ошибочный путь – само по себе повторение образа, знакомого по Хабаровску, не работает в Белогорске. Этот механический перенос не дает привязки к конкретным городским проблемам и слоган не работает уже как агитация. Так как не содержит конкретного посыла для избирателя – он не видит причин отдать за претендента свой голос. Что касается программы кандидата, она слишком увесиста и тяжела для восприятия. Программа изобилует непроверенными фактами и не выверена с точки зрения распределения полномочий между федеральными органами государственной власти, регионального правительства и муниципалитета.
Источник новости: https://www.amur.info/news/2020/09/07/177974