Благовещенцев обязали платить за услуги, которыми многие из них не пользуются

     
увеличить
Фото: teleport2001.ru
 
С начала февраля текущего года благовещенцев обязали платить за услуги, которыми многие не пользуются или пользуются очень редко. В тариф на оплату содержания общедомового имущества управляющие компании города одна за другой начали вписывать работу паспортного стола. О нововведении и его законности пишет газета «Телепорт».

Ещё до недавнего времени паспортный стол и отдел по начислению субсидий выдавали справки о составе семьи за деньги. Услуга стоила 70 рублей. С февраля городское предприятие перестало брать деньги. И если раньше в «фонд» паспортного стола брали деньги только с тех, кто обращался за справкой, то теперь бремя содержания паспортистов легло практически на всех горожан. А точнее, на управляющие компании, которые, в свою очередь, внесли услугу паспортистов в тариф на содержание общедомового имущества.

«Ранее действительно постановлением мэра города за выдачу справки была установлена плата в размере семидесяти рублей, – объясняет ситуацию директор Единого информационного расчётного центра Михаил Якименко. – Так как основное бремя ложилось на социально незащищённые категории граждан, в начале года глава администрации дал распоряжение отменить плату за эти документы. Управляющим компаниям было предложено заключить договоры с муниципальным предприятием на оказание услуг паспортного стола».

В пресс-службе администрации Благовещенска говорят, что, по жилищному законодательству, а также в соответствии с постановлением российского правительства № 713 ответственность за учёт сведений о гражданах по месту жительства ложится на управляющие компании. «Но есть очень существенный момент, и в нём у администрации жёсткая позиция, – комментирует начальник управления информационной политики городской администрации Денис Козлов. – Содержать паспортный стол – очень ответственное занятие. Ведь речь идёт о персональных данных граждан. Учитывая, что рынок жилищных услуг в Благовещенске находится в стадии формирования – дома то и дело переходят от одной компании к другой, – есть риск, что данные могут быть утеряны. Поэтому и было принято решение оставить паспортный стол в муниципальном предприятии, для того чтобы обеспечить сохранность информации, а плату за содержание архива возложить на управляющие компании. Самим же управляющим компаниям предложено внести эти расходы в тариф на содержание общедомового имущества многоквартирного дома».

Для всех управляющих компаний утвердили плату за услуги муниципального предприятия – 16 копеек с квадратного метра жилья, которое находится в их управлении. Пока договор с Единым информационным расчётным центром подписали только 11 управляющих компаний: домоуправления №№ 1, 3, 5, 8, 9, 12, 13 и Белогорья, «Наш дом», «Техэксплуатация» и компания «Союз». Жители, дома которых находятся на обслуживании этих управляющих компаний, могут получать справки в паспортном столе. Эта услуга уже оплачена. Тем же, чьи компании ещё не подписали договоры, придётся платить непосредственно у паспортистов.

Однако компании в свой тариф внесли суммы чуть выше, чем обязаны уплачивать по договору с муниципальным предприятием. Некоторые, например, компания «Союз», и вовсе не стали ничего менять.

В большинстве подписавшихся под договором с многофункциональным центром компаний для жителей установили плату в размере 17 копеек за квадрат. Горожане заметили непривычную строчку «услуги паспортного стола» в квитанции на оплату за обслуживание жилого помещения. В среднем в месяц на квартиру выходит сумма в 7-8 рублей.

«Аварийно-восстановительная компания» пошла ещё дальше – с людей она «плату за паспортный стол» берёт по 17 копеек, однако договор с центром не заключила. Об этом журналистам рассказал директор муниципального предприятия Михаил Якименко.

В «Городской управляющей компании» услуги расчётно-кассового обслуживания (иначе паспортиста) были заложены в тариф ещё до нововведений. Однако здесь он неоднозначный. В типовом договоре с этой организацией указано, что жильцы оплачивают 5 % от общей суммы, уплаченной за содержание общего имущества многоквартирного дома. То есть в одном случае плата может быть 12 копеек, а в других – выше, в зависимости от ветхости строения.

«По закону, управляющие компании вправе прописывать в тариф услуги регистрационного учёта и тому подобное только на основании общего собрания жильцов дома, – говорят специалисты в сфере ЖКХ. – Однако с момента нововведения прошло около месяца, и вызывает сомнение, что процедура внесения услуг паспортного стола в тариф была соблюдена в полном объёме – проведены собрания жильцов». Основанием для выводов специалисты называют тот факт, что в Благовещенском городском суде уже не раз рассматривались и рассматриваются дела, связанные с признанием недействительными результатов общих собраний собственников жилых домов. Как правило, суд рассматривает вопрос о фальсификации подписей собственников квартир, поскольку на сами собрания редко приходит большинство жильцов (что означает отсутствие кворума), и соответственно влечёт недействительность принятых таким собранием решений.

Ко всему прочему, жильцы вправе отказаться платить за услуги паспортного стола, так как подобные справки не должны выдаваться за их счёт.

Корреспондент «Телепорта» проконсультировался с тремя юристами, занимающимися делами в сфере ЖКХ. По их словам, вырисовывается следующая картина.

Постановлением правительства № 713 о правилах регистрационного учёта граждан органами регистрации определены территориальное управление миграционной службы или органы муниципального образования. Из этого же постановления: вести и принимать регистрационные данные обязаны управляющие компании, ЖСК или ТСЖ. Затем эти данные должны быть переданы в муниципалитет или миграционную службу.

Чтобы определиться, обязаны или нет граждане платить за подобного рода информацию, необходимо обратиться к соответствующим законам. Первый из них – федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Законом установлено, что обладателем информации могут быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Например, муниципальное образование – город, в частности, – получает информацию о гражданах и его имуществе, когда это требуется для выполнения ряда функций (регистрация по месту жительства, регистрация рождения, брака, смерти, учёт недвижимости и тому подобное), чтобы, обладая такой информацией, исполнять конституционные полномочия по обеспечению жизнедеятельности населения города (обеспечить работу транспорта, торговли, медучреждений, милиции и так далее) и его безопасности.

Этот же закон гарантирует право граждан на доступ к информации. Ни субъект РФ, ни местная власть не вправе ограничивать это право, законом им предоставлено лишь устанавливать порядок выдачи информации.

И, наконец, законом определены случаи бесплатного предоставления информации, среди которых – информация, затрагивающая права и установленные законодательством обязанности заинтересованного лица. Назначение платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только на основании соответствующего закона. Опрошенным юристам оказался неизвестен федеральный закон, который бы устанавливал плату за выдачу выписки из домовой книги, справку о регистрации по месту жительства, выписку из амбулаторной карты больного.

Возникает вопрос, пишут журналисты: почему выписку из домовой книги мы получаем не в администрации города, а в коммерческой организации? Получается, что город в таком случае передаёт полномочия по выдаче справок.

Тогда «передача полномочий» в данном случае в законе именуется «заказом на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг», и он может быть государственным или муниципальным, в зависимости от того, кто является заказчиком. Теперь возможна ссылка на другой закон – №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В статье 54 сказано: муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счёт средств местного бюджета.

То есть – не за счёт получателя справок, граждан, а за счёт средств местного бюджета. Это означает, что сама справка и её выдача должны оплачиваться из бюджета. Поэтому, передавая полномочия по выдаче справок коммерческой фирме, муниципалитет должен был сам оплатить эту услугу. Ведь коммерческая фирма справок выдавать не имеет права, а делает это по заказу муниципалитета.

 

Источник новости: http://www.amur.info/news/2011/02/24/21.html