Амурчане вспоминают, как общались с Ельциным

Сегодня Россия вспоминала первого президента России Бориса Ельцина. Ему исполнилось бы 80 лет. Есть что вспомнить о нём и амурчанам. В 1994 году Борис Николаевич побывал в Приамурье.

…Его по простецки расцеловывала у трапа женщина с хлебом-солью, а работники пера и микрофона без особых проблем окружали и задавали вопросы. Сейчас такое поведение среди первых лиц государства как-то не принято. При Борисе Николаевиче всё было значительно проще, признается журналист со стажем Сергей Логвинов. Он один из немногих, кто не только широко освещал визит первого лица государства, но и был допущен до него очень близко. Гордится, что первым из журналистов области узнал о приезде самогó: «Я дружил с семьей Полевановых, губернатора Владимира Павловича. И вот вечером мне позвонила Валентина Дмитриевна, его жена, и говорит: к нам Борис Николаевич едет. Я, конечно, был в шоке, потому что был заочно знаком с Борисом Николаевичем, всю жизнь поддерживал его политику – и тут вот он приезжает. Сказал, что хочу освещать его визит просто, чтобы мне доступ был везде. Она сказала: кто, если не ты?»

К приезду Бориса Ельцина в Амурской области готовились несколько дней, по сложившейся традиции аврально. Укладывали километры асфальта там, где его никогда не было. Журналисты помнят, как возле Благовещенского судостроительного завода свежеуложенный асфальт затвердеть не спел. Отметил это и президент. «Хоть асфальт новый положили, а то его бы не было», – усмехнулся.

Тот визит во многом оказался исторически важным. И потому, что впоследствии многое из обещанного было выполнено; и потому, что до этого первые лица государства целенаправленно никогда в столице региона не бывали. А тут всего за несколько часов Ельцин еще и отметил все слабые стороны Приамурья, чем очень запомнился тогдашнему губернатору Владимиру Полеванову. Он до сих пор в целом оценивает политику Бориса Николаевича положительно: «Действовал беззлобно, если можно так выразиться. По сути ведь, не было никаких репрессий, пресса ведь при Ельцине имела такую свободу, которую никогда не имели и, опасаюсь, в ближайшем будущем иметь не будет. Поскольку, по сути, оппозиционной печати уже не существует…»

Свободой слова запомнилось правление Ельцина и ещё одному журналисту, Олегу Кудякову, тогда корреспонденту Амурского радио. Он также был среди тех, кого во время визита допустили к президенту. Какие вопросы тогда задавал, уже и не помнит. Ельцин поразил его своей харизмой, стержнем. Сейчас политик обмельчал, считает журналист; больше нет таких вождей в хорошем смысле этого слова – которые в политически и социально неблагополучной стране могут сдержать гражданскую войну: «Я всегда привожу в пример Югославию. Благополучнейшая страна! В советское время попасть туда было мечтой каждого. Это считался капитализм. Пять несчастных народов. И до чего там дошло, до какой кровавой войны? И наша достаточно неблагополучная страна, 130 наций и народностей. И как это уберечь, как пройти в игольное ушко, знаменитое – берите суверенитета, сколько хотите? На самом-то деле и привело к тому, что у нас не было гражданской войны, хотя предпосылки для этого были».

О неоднозначной фигуре Бориса Ельцина многие спорят до сих пор. Кто-то считает, что, придя к власти в такое неспокойное время, он сделал всё для расчистки площадки под новое общество. Кто-то вспоминает развал СССР и эксперименты: с приватизацией, либерализацией цен… Но многие признаются, что оценить всё, что сделал или не успел сделать первый президент России, можно будет лишь много лет спустя. Большое всё-таки видится на расстоянии.

 

Источник новости: http://www.amur.info/news/2011/02/01/31.html