“Простые вопросы”: Олег Турков


Тема: как совершить прорыв в сельском хозяйстве Приамурья

– Амурской области поставили задачу: производить сою в два раза больше, чем в прошлом периоде. Сами сельхозпроизводители заявляют, что терпят убытки. Многие под угрозой банкротства. И вынуждены объединяться. Но у министерства сельского хозяйства более амбиционные планы. Сегодня мы об этом поговорим с министром Олегом Александровичем Турковым. Здравствуйте.

– Здравствуйте.

– Есть задача, и есть действительность. Как вы к ней пойдете?

– Задача действительно есть. Только она не в краткосрочном периоде. Можно сказать, в среднесрочном. До 2024 года поставлена задача увеличить производство как сои, так и зерновых фактически в два раза. Если будет соответствующая финансовая поддержка из федерального бюджета, если мы предусмотрим средства в областном бюджете, если наши сельзозтоваропроизводители мобилизуют все резервы, а они у них, поверьте, есть, то, в принципе, она достижима. Но для этого нужно приложить массу усилий. И технического, и организационного, и технологического характера.

– В Амурской области побывал директор департамента растениеводства министерства сельского хозяйства России Роман Некрасов, и вы говорили о господдержке. Насколько она реальна?

– Мы на всех уровнях этот вопрос поднимали и поднимаем, говорим перед высшим руководством министерства сельского хозяйства Российской Федерации, и на уровне полномочного представителя президента Трутнева Юрия Петровича, на уровне министра по развитию Дальнего Востока, что если будет поддержка на приобретение техники, удобрений, мелиорацию, известкование, льготные кредиты, строительство элеваторов, переработку, то мы эту задачу решим. А если говорить о конкретике, то необходимо не менее 50% от затрат поддерживать покупку техники. И такая практика у нас была с 2009 по 2012 год, когда была другая экономическая ситуация в стране и области. Из областного только бюджета финансировалось субсидирование покупки техники на 50%. И за эти три года удалось ввести в оборот 500 тысяч га залежных земель. Это огромное количество. У нас сегодня 200 осталось. Тогда был прорыв. И покупалось не по 100 единиц техники, как мы сегодня покупаем (100 комбайнов, 100 тяжелых тракторов), а по 250-300 единиц. Вот это был прорыв. Сегодня денег в областном бюджете на это нет. И мы понимаем, что бюджет действительно очень дефицитный. Не только в нашей области, а вообще в целом в стране много проблем. И мы ставим этот вопрос перед минсельхозом Российской Федерации. Раз поставили задачу – просьба помогать. Могу сказать, что «нет» не сказали, но сейчас эта работа ведется, и готовится соответствующее постановление. Второй важный вопрос: огромную роль по получению результатов по зерновым, по сое – это внесение минеральных удобрений. Мы сегодня минеральных удобрений вносим в 5-6 раз меньше, чем положено по нормативу. А то в 10.

– Из-за нехватки средств?

– Не из-за того, что люди хотят, а средств не хватает. Это очень дорогое удовольствие. Вносится порядка 15-16 килограмм действующего вещества, а необходимо на гектар, например, 120 килограмм. Если будет поддержка на субсидирование приобретения удобрений дорогостоящих тоже на 50%, то мы в ближайшие два года уже дадим этот прирост урожая. По нашим оценкам, если будет прорыв по технике, то это плюс как минимум 4 центнера с гектара. Если по минеральным удобрениям и по средствам химизации, без которых невозможно сегодня производить в больших объемах продукцию, – еще плюс 6. Вот эти два направления дорогие, но они понятны. И мне кажется, нас услышали. Кроме приобретения техники и минеральных удобрений огромное значение в этом прорыве играет осуществление мелиоративных мероприятий и раскисление почв. На сегодня в Амурской области и не только у нас начиная с «перестройки» не было такого мероприятия, как раскисление почв. То есть, внесения соответствующих мелирантов. Известкование не проводилось. А нам не менее 250 тысяч гектар необходимо в эту работу вовлечь. Это тоже дает соответствующий прирост. И на сегодня ведутся работы по разработке Чагоянского месторождения и регистрируется сегодня соответствующий мелиорант. Если все у нас получится, то на следующий год у нас будет зарегистрирована известняковая мука. И с помощью мер господдержки, которые будут из федерального и областного бюджета, наши предприятия уже готовы (понятно, что вопрос в объеме поддержки) вести эту работу. Также очень важный вопрос по мелиорации, как я говорил. На сегодня мы отрабатываем варианты, каким образом помочь нашим сельхозпроизводителям на изготовление проектной документации. И считаем, что не менее 50% областной бюджет возьмет на себя. Предприятия должны эту работу провести. И опять так же с помощью мер господдержки из федерального бюджета необходимо проводить мероприятия. Чтобы дожди аномальные, которые нас, к сожалению, настигают, и они будут достаточно часто, не приводили к таким колоссальным последствиям, как в прошлом году. Просто нужно восстановить мелиорацию или там, где ее нет, сделать. Поверьте, эта работа не проводилась, начиная с 90-х годов. Ни мелиоративная работа не проводилась, ни известкование. Это все брало на себя государство. Сегодня государство на себя, предполагается, будет брать только часть затрат. Все остальное, конечно же, будет делать предприятие. Потому что их бизнес, экономика и работа.

– Тем не менее, есть сельхозтоваропроизводители, которые переживают не лучшие времена. Как министерство с ними сейчас работает?

– Действительно, многие хозяйства находятся в очень трудной ситуации. И этому поспособствовал, в первую очередь, конечно, прошлый год. Потому что были планы на определенную урожайность, на определенный объем производства, на выручку. Но у нас более 100 тысяч гектар земли попало по ЧС. Урожай недполучили. Поддержка государственная была, но она не покрыла всех тех затрат, которые у предприятий были. Сегодня есть у многих предприятий проблемы. Те возможности, которые у нас есть, мы полностью реализуем. По крайней мере, это рыночная экономика, и по-другому никак. Деньги просто так никому не раздаются. Оказывается поддержка в приобретении льготных кредитов.

– Суммы можете озвучить?

– Мы планируем, что не менее 8 миллиардов рублей наши сельхозтоваропроизводители получат краткосрочных льготных кредитов на все работы: посевная, летняя… В прошлом году, по крайней мере, было не меньше. Тоже 8 миллиардов предприятия получили. 3,5 миллиарда было субсидируемых, из государства. Второй важный вопрос – там, где будет необходимость, наверное, надо думать и об объединении, укрупнении. У нас есть крупные предприятия, которые осуществляют товарное кредитование. И это было всегда, будет и в этом году. Понятно, что это естественный процесс, и от него никуда не уйти.

– Какой прогноз дается по погоде? Можно ли сделать по урожайности на этот год?

– По погоде давать прогнозы – мы этим точно не занимаемся. И дело неблагодарное. Хотя есть соответствующая методика. И наш Росгидромет эту работу ведет и с нами плотно работает. Мы планируем в 2019 году посеять не менее по площади, чем в прошлом. Это порядка 1 миллион 280 тысяч гектаров. В прошлом году так же было. Будет несколько увеличен зерновой клин, меньше будет посеяно сои. И это правильно по той причине, что для того, чтобы достичь тех амбициозных задач по наращиванию объемов производства сои, необходимо стремиться к соблюдению севооборота. Сегодня, к сожалению, многие районы кроме Тамбовского, Ивановского, которые имеют сою в севообороте порядка 65%, остальные – 80-85%. Это очень неправильно и это путь в никуда. Потому что из года в год если предприятие сеет, то урожай будет все хуже. В этом направлении нужно работать. И мы прорабатываем меры влияния государства на то, чтобы предприятия приходили к научно обоснованному севообороту. По планам к 2024 году, и это не просто слова и прихоть министерства, это научно обоснованная система севооборота в Амурской области, доля сои в севообороте должна быть не более 63%. Механизмы воздействия на это есть. Мы будем в этом году предлагать Законодательному собранию принять закон о рациональном использовании земель в Амурской области. К сожалению, такого закона нет у нас. Там будут прописаны все эти параметры: доля культур в севообороте, наличие агрохимических паспортов, исследование не менее в пять лет и соответствующие параметры по урожайности. Если ты занимаешься землей, она у тебя в собственности, аренде, ты должен ее использовать только по назначению и с наивысшей эффективностью, которая эта земля может давать. Это правильно, во многих субъектах так и делается.

– Последний вопрос. Есть задача к 2024 году производить в два раза больше сои. Но помнится, что два года назад тоже был большой урожай, и потом они не знали, куда деть эту сою.

– Это рыночная экономика. Конечно же, есть понятие спроса и предложения. На сегодня основной ориентир, если говорить по валовке, конечно же, задача поставлена экспортировать сою и продукты ее переработки в Китай. И Василий Александрович Орлов этот вопрос ставит, и мы на всех уровнях: мы считаем, что для нас должен быть приоритетом не соевые бобы на экспорт, а переработка сои. Мы хотим, чтобы у нас соя максимально перерабатывалась. Потому что это увеличение ВРП нашего субъекта, это создание дополнительных рабочих мест. И поверьте, это непросто доказать, найти инвесторов. Но это правильно. Но на сегодня основной покупатель – это Китай. Он сегодня жестко ставит условия: он готов покупать только соевые бобы. Он не намерен покупать пока ни соевый шрот, ни пищевой, ни кормовой. Покупает только соевое масло, лецитин и соевые бобы. И в этом отношении работа ведется. И минсельхоз про это знает, и минвостокразвития. Я думаю, что это вопрос просто переговоров. Еще недавно молоко нельзя было продавать в Китай, а с этого года молоко и молокопродукты открыты. Мясо птицы нельзя было продавать в Китай, с этого года процесс пошел. Я думаю, что такими четкими усилиями, договоренностями это будет, наверное, достигнуто. Кроме Китая есть еще Япония, Корея, с которыми мы пытаемся этот процесс наладить. И первые ласточки есть. Уже некоторые компании заходят на рынок Японии с соевым шротом и с нашими зерновыми культурами. Надо просто работать и стараться. В этом отношении я, откровенно говоря, вижу основную роль нашего министерства, чтобы помочь нашим аграриям найти эти рынки сбыта под увеличивающиеся объемы как сои, так и зерновых.

– В общем, экспортноориентированное сельское хозяйство у нас будет.

– Такая задача и ставится на сегодня.

– Спасибо, что пришли к нам в студию. Олег Александрович Турков сегодня был, министр сельского хозяйства Амурской области. Мы говорили о том, как министерство собирается выполнять задачу по увеличению производства сои в два раза к 2024 году. Спасибо.

– Спасибо вам.

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2019/04/9/9883