“Простые вопросы”: Ирина Пирог


Тема: как работают органы опеки

Здравствуйте. Недавний случай в Белогорске, когда был избит и вскоре скончался годовалый ребенок, всколыхнул общественное мнение. В таких случаях, конечно же, ищут виноватых. И кроме молодых людей, естественно, заговорили и об органах опеки. Куда смотрели? Как произошло? Что произошло? Причем, и уголовные дела были заведены, но на самом деле точку в этой ситуации, конечно же, поставит следствие. Комментировать особо сейчас нет возможности это все. А вот поговорить о работе органов опеки, о том, какие проблемы существуют в этой сфере и какие достижения, они тоже наверняка есть, мы сегодня решили с заместителем министра социальной защиты населения Ириной Пирог. Здравствуйте, Ирина Викторовна.

– Здравствуйте.

Как у нас работают органы опеки и хватает ли специалистов? Хватает ли кадров? Хватает ли возможностей?

– Работа с семьей, в которой воспитываются дети, это не только работа органов опеки и попечительства. Она носит межведомственный характер. У нас в любой территории на в Амурской области созданы межведомственные консилиумы специалистов. Туда входят специалисты органов системы профилактики, такие как социальная защита, специалисты образования, здравоохранения, культуры, спорта. Туда могут входить общественные какие-то объединения, но в то же время туда входят органы опеки и попечительства. Возглавляют межведомственные консилиумы заместители глав по социальной политике. Говоря о том, что в основном вся работа завязывается на органах опеки наверное, неправильно. Все-таки, это межведомственная работа. Но главенствующая роль на сегодняшний день в соответствии с региональным законодательством, которое существует, отведена органам опеки и попечительства.

Мы так говорим, знаете, абстрактно, органы опеки. Мы можем понимать, что там работают два человека в отделе, а можем думать, что 22. Как на самом деле ситуация обстоит?

– У нас на сегодняшний день 29 муниципальных образований в области, в которых работают 74 специалиста органов опеки и попечительства. В основном, если мы берем муниципальные и районные, это по два человека, в городах побольше.

То есть, два человека работают в отделе, который призван, так скажем, наблюдать, помогать социально неблагополучным семьям небольшого города.

– Да.

И как могут два человека эту работу выполнять?

– Я сказала, что главенствующая роль, то есть, выявление, завязано, конечно, на органах опеки и попечительства.

Выявление неблагополучной ситуации.

– Да. К ним поступает информация. Информация может поступить в органы опеки от любого органа системы профилактики, которые я называла. В то же время от любого физического лица. То есть, от соседей, от родственников, от каких-то друзей, может быть, знакомых, случайных прохожих. Информация может поступить любым доступным способом. В устной, в письменной форме, посредством телефона. У нас на территории действует телефон доверия. По связи с телефона доверия тоже информация поступает. Органы опеки и попечительства, получая эту информацию, незамедлительно выезжают в семью и проверяют факт. Не секрет, что иногда факты не подтверждаются по различным причинам. Но если все-таки факт подтвердился, то здесь органом опеки принимается одно из основных решений. Оставить ребенка в семье, либо принять решение об открытии случая, об организации работы с этой семьей. После принятия такого решения назначается органом опеки организация, которая будет ответственна в дальнейшем за работу с этой семьей. Как я сказала, это могут быть различные структуры абсолютно. И уже сам вопрос об организации работы, как она пойдет, мониторинг работы с семьей, осуществляется уже на межведомственном консилиуме специалистов. То есть, вся работа обсуждается.

Мы можем говорить о том, что на сегодняшний день специалистов таких хватает. Люди справляются? Два человека вот этих.

– Здесь все зависит от того, насколько много неблагополучных семей на определенной территории. Два специалиста это конечно, мало. Тот функционал, который сейчас возложен на органы опеки и попечительства, это, в основном, семейное законодательство, и туда же Гражданский Кодекс подкрепляется. Мы на сегодняшний день имеем 25 полномочий, больших полномочий, которые возложены на органы опеки и попечительства.

25 полномочий, то есть это 25 задач, которые возложены на каждого специалиста. Можно хотя бы пять первых самых главных обозначить?

– Это и выявление и учет, это организация работы с семьей, это представление интересов в суде. В последнее время именно представление интересов в суде очень большой размах приобрело. Это и защита имущественных прав, защита неимущественных прав, это жилищный вопрос и так далее.

Ирина Викторовна, но это же полномочия юристов, прежде всего. В органах опеки разве есть юристы, или это обращение сотрудника органов опеки к юристам, чтобы те уже представляли интересы в судах и так далее?

– Интересы в судах представляют именно специалисты органов опеки, если это касается семейного законодательства.

То есть, как опекуны получается.

– Во многих территориях в помощь к специалистам конечно, идут юристы.

Не много ли обязанностей на этих людей?

– Очень много обязанностей. И сейчас на федеральном уровне обсуждается именно реформа органов опеки. Обсуждаются полномочия, которые возложены на органы опеки и попечительства.

Люди, которые работают в органах опеки, у меня такое уже чувство, что сами нуждаются в органах опеки. Потому что 25 каких-то заданий, полномочий, мне кажется, не в состоянии исполнить на все 100% не один орган. Или я драматизирую?

– Здесь я с вами соглашусь. Я с вами здесь соглашусь полностью. Действительно, нагрузка колоссальная на специалистов, особенно на те территории, где всего лишь их два специалиста. Сейчас на региональном уровне прорабатываются реформы органов опеки. Туда войдет и рассмотрение, пересмотр штатной численности органов опеки, и функционал, который возложен на сегодняшний день, и который они исполняют. И в то же время именно организация межведомственной работы с семьей.

А вот эти вопиющие случаи, которые произошли, будем говорить о последнем, в Белогорске. Я так полагаю, что это редкий, слава Богу, вопиющий, действительно трагический случай. А в основном, если картину, срез, брать работы органов опеки, какая она?

– Каждый случай мы досконально разбираем, чтобы он не повторялся. Но поверьте, все случаи, различные. Иной раз не знаешь, откуда ждать именно такого…

Такого ужаса, который произошел?

– Такого ужаса. Здесь, конечно, зависит от того, насколько органы опеки будут информированы. Ведь в каждую семью они не зайдут органы опеки. невозможно двум специалистам на территории абсолютно знать проблемы каждой семьи. Здесь непосредственно помощниками могут стать именно общественные организации, соседи, знакомые, какие-то близкие или просто посторонние люди, которые увидели какую-то ситуацию. Сейчас необходимо говорить не о поздних случаях такого неблагополучия, а именно о ранней профилактике. Это новое направление профилактической работы с семьями. То есть, когда выявлено какое-то неблагополучие, на стадии зарождения этого неблагополучия, поверьте с ним работать очень просто. И вывести семью довольно-таки просто.

Вот мы говорим тоже абстрактно выявление неблагополучия. Давайте конкретно скажем, что это такое? Значит, это если соседи увидели ребенка, все время один куда-то выходит или наоборот, знают или видят, что ребенок все время один дома остается или слышат крики какие-то, плач и так далее. Что это такое?

– Вот то, о чем вы сейчас говорите, это уже считается кризис в семье. А неблагополучие начинается с простого, потеря работы каким-то родителем, либо получение инвалидности родителем, допустим, что-то произошло в семье. Именно вот это раннее зарождение неблагополучия необходимо увидеть.

То есть, вплоть до того, что соседи уже видят, что там…

– Тут мы даже говорим не о соседях, наверное, а мы говорим о поликлинике куда непосредственно ребенок, семья обращается, врачи могут увидеть.

Учебные заведения, да, наверняка, педагоги.

– Дошкольные учреждения, образовательные учреждения, вот именно на этой стадии.

То есть, если воспитатель в детском саду увидела, что ребенок приходит в садик голодный. Ну хотя, там дети завтракают в саду, но все равно же видно по ребенку что плохо одет, что неопрятный и так далее, сразу нужно сообщать в органы опеки о том, что что-то изменилось.

– Что-то изменилось, лучше проверить этот факт на ранней стадии и помочь семье. Здесь незначительная работа, может быть, достаточно просто будет консультации психолога, и эта проблема в семье уйдет. Либо оказать какую-то помощь семье незначительную.

Может, родители просто стесняются об этом говорить.

– Да, а может просто и не знают куда обратиться.

А, может просто и не хотят. А межведомственный консилиум, который действует у нас в области с 2013 года, дает положительный результат?

– Конечно, дает. У нас сейчас на учете стоит 1760 семей. В них воспитывается 3900 детей. Эти семьи находятся под контролем. Самая большая опасность возникает только тогда, когда семья не находится на каком-то контроле. Поэтому дает положительные. С каждым годом у нас сокращается численность семей, которые стоят на учете. Если в 2013 году, когда вводился этот порядок межведомственного взаимодействия, было 2500 семей, то хоть немножко, мелкими шажками, но мы, все-таки, сокращаем численность неблагополучных семей.

Даже несмотря на то, что у нас сейчас люди и работу теряют, и зарплаты, в общем-то, снижаются, все равно ситуация немножко выравнивается.

– Выравнивается ситуация.

Наверное это за счет того, что неравнодушных людей становится все больше. Будем надеяться.

– Будем надеяться.

Спасибо большое Ирина Викторовна. Желаю, чтобы реформа ваших органов опеки прошла и произошла и прошла так как вам нужно, потому что действительно огромная нагрузка ложится на специалистов. Что хочу сказать в завершении программы, наверное, очень важно нам всем быть немножко повнимательнее и педагогам и социальным работникам и смотреть что происходит с детьми, которые находятся вокруг нас. Может быть тогда мы не будем уже по факту обсуждать какое-то вопиющее преступление, а может быть все-таки так совместными усилиями и сможем предотвратить. Сегодня в студии «Простых вопросов» была заместитель министра социальной защиты населения Ирина Пирог. Всего доброго, до свидания.

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2019/04/3/9864