Александровские островитяне – так называют жителей Александровки, что в Зейском районе. После летнего наводнения село оказалось отрезано водой от материковой части, и школьный год для сельских ребятишек мог оказаться под угрозой. Учиться старшеклассники Александровки пошли только 6 сентября, и вот уже больше месяца их возят на катере в соседнюю Николаевку.
В селе дети проводят долгую учебную неделю, а вечером в пятницу возвращаются домой. «Мы устали от того, что нам трудно добираться», «Мне скучно, скучаю по маме и папе», – жалуются ребята. Всю неделю ученики живут у родственников или знакомых. Андрея Варенникова приютила Надежда Кондратьева. И хотя у самой семья большая – в доме живут еще внук и племянник, мальчика из Александровки Надежда Николаевна взяла не задумываясь. «Его мама приехала, плачет, бедненькая, – рассказывает Надежда Кондратьевна. – А куда ребенка девать? Некуда. Кого-то в город отвезли, а кто-то у учителей живет». У тети Нади Андрею вроде бы и нравится, однако дома, говорит мальчик, все равно лучше. Вот и мечтает Андрей, чтобы «дорогу побыстрее построили, на автобусе легче добираться».
Об этом мечтают и те, кто перевозит детей на катере. Заявляют, что строить ее нужно как можно скорее. Осенний лед очень острый и может распороть днище катера, оно из тонкого металла. «Уже сложно, но потихоньку придется идти, – говорит капитан-механик Василий Светной. – А что делать? Школьников же возить надо».
Катер сейчас – единственная связь Александровки с большой землей. Ходит он только три раза в неделю, утром и вечером. «А ночью ни на лодке, ни на катере отправить больных невозможно», – переживает заведующая фельдшерско-акушерским пунктом Наталья Кунгурцева. Она самый важный человек на селе – доктор и аптекарь в одном лице. Теперь за лекарствами в райцентр Наталья Кунгурцева ездит только раз в месяц. Раньше ассортимент обновляла каждую неделю. Женщина переживает за здоровье односельчан: своей больницы в Александровке нет, что случись – и плыви, как хочешь. «Один раз был такой случай. Мне нужно было транспортировать женщину, и я подошла к мотористу. А у него не было прожектора, и он сказал, что никуда нас не повезет, – рассказала фельдшер. – И все, мы остались до утра. Утром я отправила ее с катером. Ее положили в больницу, в гинекологию». А фермеры переживают за урожай. Что выращивали на продажу, в огороде и осталось. «В каждой семье так делается: выращивается урожай, который осенью сбывается, – сказала жительница с. Александровка Раиса Еременко. – Продаем и морковку, и свеклу, и капусту, и картошку. Так вот и мясо. А теперь его никак не вывезти – дороги-то нет. Как его вывезти?»
Мучения жителей Александровки длятся уже несколько месяцев. Единственную дорогу, что вела в село, размыло вместе с дамбой во время наводнения. Нежданно-негаданно александровцы превратились в островитян. Начать строительство новой дамбы можно было уже давно, говорят в администрации Зейского района. Однако мешала все та же Зейская ГЭС – сбрасывала воду. Отсыпать дамбу при сильном течении нельзя, да и смысла не имеет. Теперь сброс остановили, из федерального бюджета выделили деньги. «Должны закончить в течение месяца, – заверяет и. о. главы Зейского района Николай Лихогруд, – обязаны закончить. Будет лучше, если раньше получится, пока нет обледенения катера». Уже сегодня, по словам чиновников, здесь должны работать люди и техника.
Жители Александровки ни во что и никому не верят. Они понимают только одно: еще неделя-две, берега реки обледенеют, и тогда катер ходить не сможет. Из-за сильного течения река не замерзнет, поэтому ледовой дороги тоже не будет. А это значит, что зимой Александровка может стать по-настоящему изолированной от внешнего мира.
Источник новости: http://www.amur.info/news/2007/11/01/6.html