Бензин в России давно стал мишенью для шуток: что бы ни случилось, как бы ни изменялась себестоимость нефти, – бензин будет дорожать. Главными виновными автовладельцы назначают правительство России, которое никак не может наладить регулирование цен, и крупный сетевой бизнес, который сам продает произведенный бензин.
Эксперты считают, что именно независимые АЗС и являются одними из самых больших выгодополучателей высоких цен на топливо. И именно эти участники рынка не заинтересованы в снижении цен на топливо. Они толкают вверх цены, а низкий контроль за этими структурами позволяет им под видом хорошего бензина продавать суррогат. Анализ провело ИА «ФедералПресс»:
Почему цена на бензин не зависит от барреля нефти
38 % от стоимости бензина АИ-92 – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
19,16 % – акцизные сборы;
16,54 % – НДС и прочие налоги.
Общая сумма этих процентов – 73,8 %, или три четверти от стоимости. Именно столько покупатель отдает государству, а не нефтегазовой компании и не АЗС.
Бензин на АЗС, принадлежащих вертикально интегрированным компаниям (ВИНК), попадает с собственных заводов и складов на независимые, если они следуют легальным схемам, – через биржу, где ВИНК продают нефть и топливо.
В мае после резкого повышения цен правительство предприняло беспрецедентную меру и заставило зафиксировать цены НПЗ на бирже. Но и после цены продолжили расти. Что же произошло? Ведь крупные компании находятся под приглядом Федеральной антимонопольной службы и не могут повышать цены так, как того требуют рыночные факторы.
«Рост обеспечивают крупные оптовики, которых правительства назвало “спекулянтами” и предложило запретить им участвовать в биржевой торговле», – объясняет Рустам Танкаев, генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал».
«На бирже крупный брокер закупает около 30 % нефтепродуктов и перепродает их. По сути, это не запрещено, но это и есть спекулятивные операции, которые формируют ценовой фон в стране», – рассказывает генеральный директор центра политической информации Алексей Мухин.
Непрозрачная структура биржи позволяет не раскрывать информацию о сделках, чем и пользуются недобросовестные участники рынка. Под прикрытием биржевой торговли они могут осуществлять договорные сделки, увеличивающие количество спекулятивных операций и значительно удлиняющие цепочку посредников, что в результате поднимает цену для конечного потребителя.
И сейчас именно такие компании и покупающие у них топливо независимые АЗС являются катализатором роста в стране. Об этом прямо говорит глава НК «Роснефть» Игорь Сечин. «Независимые сети действительно провозглашают, что у них 60 %, на самом деле это не больше 30 %. А 70 % – у вертикально интегрированных компаний. Но эти 30 % как раз и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство», – заявил он в интервью радио «Коммерсантъ ФМ».
И сейчас проблема состоит в том, что ВИНКи, регулярно несущие социальную нагрузку, налоговое бремя, разведку-добычу-переработку и прочие сопутствующие расходы, не менее регулярно сталкиваются с сомнительного вида ценовой и продуктовой конкуренцией со стороны независимых и спекулянтов. А у тех и ответственность поменьше, и соцнагрузка минимальная, так как их работа происходит зачастую, как говорится, «в серую».
«Помимо этого, на ценообразование влияют и посредники, которые формируют цену, причем сделки на бирже происходят в интересах только этих компаний», – отмечает Мухин.
Для примера можно взять Приморье: ситуация тут ярче всего, потому что регион удален от большинства нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и центра страны. Тут сложилась парадоксальная ситуация: существуют крупные региональные игроки, которые через «Независимый топливный союз» обращаются к президенту РФ с ультиматумом: «Замотаем шланги и устроим всероссийскую забастовку!». Они требуют, по возможности, оставить их в покое с проверками, сертификацией, акцизами и позволить бесконтрольно повышать цены для конечных потребителей.
«Любопытно, что в Приморском крае некоторые частные сети закупают в несколько раз больше, чем могут реализовать. А когда закупаемые объёмы настолько превышают потребности – это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами, тесно связанными, к тому же с местными властями», – отмечает Алексей Мухин.
«У них формально с десяток заправок, и владелец сети на всех углах кричит о том, что вертикально интегрированные компании душат частный бизнес и так далее, а на самом деле именно он формирует ценообразование в регионе. А объяснить ситуацию можно только одним – коррупция», – добавил Игорь Сечин.
Независимым компаниям позволяет держать низкие цены торговля неучтенным, фальсифицированным и некачественным бензином.
По оценке экспертов комитета по энергетике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), объем контрафактного и суррогатного моторного топлива на российском рынке достигает 60 %. Официальные данные Росстандарта более оптимистичны: доля суррогата на российском рынке сократилась в период с 2009 года по настоящее время с 28 до 11 %. При этом продажи суррогатного топлива выявляются тем же Росстандартом на каждой восьмой АЗС.
ВИНКи готовы некоторое время даже работать себе в убыток, они давно пытаются унифицировать правила игры на розничном топливном рынке, предлагая различные варианты взаимовыгодных условий ведения бизнеса для всех.
«Роснефть» выдвинула целый ряд предложений. Среди них – перенос акцизов с НПЗ на АЗС с дальнейшим перечислением налога в бюджет соответствующих субъектов Российской Федерации, попутное создание качественной системы идентификации производителя топлива, возможность введения механизма плавающих ставок акциза на моторное топливо с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть. «Это, к примеру, должно существенно снизить негативное влияние от изменения мировых котировок на внутренние цены. То есть рынок станет гораздо более прогнозируемым и прозрачным» – заявляет Мухин.
Источник новости: http://www.amur.info/news/2018/11/16/146137