Последствия паводка в Благовещенском районе
– В Амурской области снят режим чрезвычайной ситуации, но жители многих районов продолжают страдать от ее последствий. От воды пострадал урожай, дворы, дома. И во многом причина – это отсутствие противопаводковых сооружений и не должная система водоотведения. Как намерены исправить положение в Благовещенском районе, мы сегодня поговорим с его главой. Адаменко Сергей Владимирович сегодня в студии.
– Здравствуйте.
– Здравствуйте.
– Какова сейчас обстановка в в районе?
– Сейчас ситуация нормализуется, хотя вода в наших основных реках находится выше нормы, местами еще подтоплены участки поймы, но в целом мы уже отошли от уровня неблагоприятного явления. По всем селам ситуация стабилизируется, вода уходит, но остаются где-то подтопленными участки огородные. Есть факты гибели урожая, проходит где-то восстановление дорожного полотна. То есть, район приходит в норму после этой чрезвычайной ситуации.
– Ущерб уже оценили?
– Ущерб подсчитывается, сейчас проходит актирование определенных моментов. Это и по огородам граждан, по участкам дорожного полотна. Потом, актируются работы по восстановленным дамбам. То есть, пока считаем, пока еще преждевременно говорить, но определенные затраты придется понести.
– Люди подают заявления, пострадавшие?
– Да, граждане у нас подают пострадавшие, по подтоплению огородов. Мы здесь делим на две части: от ливневых обильных осадков и от подтоплений реками. У нас основная масса заявлений поступает по селу Марково, где река Амур подошла вплотную к огородам, и несколько участков по Игнатьево и по селу Верхнеблаговещенску. Удалось избежать подтопления полностью по селу Владимировка, селу Усть-Ивановка.
– Построили дамбы.
– …и по селу Гродеково. Дамбы там были, и плюс были усилены дополнительно, поэтому к огородным участкам не подошло. Специфика Марково то, что все-таки высокий Амур был, и близко расположенные огороды к пойме непосредственно самой реки, поэтому, к сожалению, такой факт есть.
– Скажите пожалуйста, наша съемочная группа выезжала в село Марково и снимали там подворье одной местной жительницы. Оно вообще не пригодно для использования на сегодняшний день, потому что там грязь, по колено вода. И вообще, не знаю, как они будут выбираться из этой ситуации. Но люди говорят, что подтопление там происходит из-за узкой трубы, которая проходит под мостом. Я сама не знаю, но по словам под мостом эта труба, и в нее заключена река Хомутина.
– Отчасти информация правильная, но здесь, чтобы какую-то оценку давать, нужны исследования проектировщиков, исследования специалистов, которые скажут достаточно трубы или нет. То есть, затора как такового нет глобального. Вода проходит от Амура к Хомутине, скажем так, потому что Марково расположено на берегу Амура, плюс есть протока Хомутина, еще там есть ряд проток, которые соединяются между собой. И в свое время наши предки грамотно поступили, поставили на пригорках село, но когда катастрофическое наводнение, конечно, часть подворий подтапливается. Ну, и в дальнейшем были, в результате хозяйствующей деятельности, когда еще сельскохозяйственное предприятие было, какие-то сооружения искусственные сделаны и они, возможно, могут быть препятствием для полноценного сообщения между водными потоками. Там выехали наши специалисты на место, посмотрели, сейчас уже проектировщики оценят ситуацию и что нужно будет сделать, чтобы минимизировать ущерб. Скажем так, полностью защитить, потому что село расположено на берегу реки, невозможно, но минимизировать это можно будет. Этим мы в ближайшее время займемся.
– А эта труба, с ней будут какие-то манипуляции производится?
– Ну, конечно, факт есть, его надо детально изучить и внести предложение: диаметр трубы расширить, наверное.
– Сроки какие могут быть?
– Я думаю, что, наверное, до конца этого года сделаем, потому что надо еще уровень реки учитывать.
– Вы сказали вначале о том, что есть причина: от ливневых дождей, непосредственно от паводка, от реки. В расчете компенсации это как-то влияет?
– Нет, есть уже Положение, разработанное Правительством, там каких-то дифференциаций от чего подтоплен, нет. Есть факт гибели, если засвидетельствован комиссионно, то производится выплата.
– От жителей каких населенных пунктов вы уже приняли заявление?
– Мы приняли по Марково, работаем по Игнатьево и по Верхнеблаговещенску. Хотя, если будут обращения жителей других сел, комиссионно все будут рассмотрены, потому что режим чрезвычайной ситуации действовал полностью на территории всего Благовещенского района. Были зафиксированы факты и выхода где-то реки на пойму, и обильные осадки, до критических отметок доходило. Поэтому будем отрабатывать, если будут обращения какие-то. Ну, в основном вот эти три населенных пункта. Сейчас еще комиссионно вместе с представителями сельского хозяйства выезжают наши специалисты на сельскохозяйственные угодья. У нас обращений на две с половиной тысячи гектар пашни, которая подтоплена была.
– Погибла.
– Да, где-то половина – как раз от разлива рек, а другая половина – от обильных осадков. То есть, стоят целые озера на полях, все это тоже сейчас актируется, и будет на уровне минсельхоза прорабатываться вопрос о возможной компенсации.
– То есть, работа тоже идет. Недавно совсем специалисты вашей администрации выезжали в село Кантон-Коммуна, в котором должным образом не была налажена система водоотведения. Это тоже проблема такая, которой могло бы и не быть, если бы вода ушла вовремя.
– Да, но там, скажем так, подворья затоплены не были, но образовалась на дороге большая лужа, которая затрудняла передвижение транспортных средств по дороге. Выезжали специалисты муниципального контроля, которые фиксировали. И, к сожалению при таком массовом строительстве некоторые наши граждане нарушают нормы градостроительства, где-то перегораживают, перекапывают каналы, поэтому эти факты нужно фиксировать и потом побуждать их приводить в соответствие. Где-то что-то должен сделать муниципалитет. В целом по Кантон-Коммуне проблем таких не намечается, но сейчас при этом строительстве нужно держать руку на пульсе, чтобы все элементы водоотведения при строительстве жилых домов соблюдались. Ну, условно скажем так, есть дорога, вдоль нее нарезан кювет, строится дом и переезд, который на проезжую часть. Он должен быть оборудован самим застройщиком водопропускной трубой. Если ее нет, образуется затор, разрушается дорожное полотно, поэтому такие моменты должны отрабатываться.
– А за чей счет труба должна быть проложена?
– За счет застройщика, конечно.
– То есть в частной собственности, вот ваш дом.
– Да, если он строится, то да.
– Очень важный вопрос, потому что у нас прошлая программа была полностью посвящена этому вопросу. Жительница Благовещенска, имеющая частный дом – как раз у нее подтопление произошло именно по той причине, что нет водоотводной канавы. Я думаю, что в селах такой проблемы очень много.
– Есть правила благоустройства в наших селах, в которых четко прописана линия поведения граждан, которые проживают, имеют дома. Они должны следить за придорожной канавой, которая прилегает к их дому и обеспечивает в должном состоянии водопропускные трубы.
– Чистить их?
– Чистить, конечно.
– А кто будет следить за тем, что она вообще существует?
– Есть сельские администрации, есть административная комиссия, есть сектор муниципального контроля. В случае нарушения каких-то норм включаются, вносят предписания, отрабатывают.
– А кто это должен контролировать? Мы ездим по селам, очень редко бывают такие канавы.
– Нет, не редко, но бывают. Сейчас достаточно актуально вопрос стоит, у нас разработаны паспорта водоотведения в Благовещенском районе, фиксируются самые проблемные участки. Есть схема водоотведения, она разработана. Если, допустим, угрозы нет, но бывает такое, что не подтапливается, где-то это можно минимизировать, а в основном, конечно же, кюветы должны быть, и подтапливаться не должно. Проблемы возникают иногда, когда новостройки, массовое строительство, где-то оперативно этот вопрос не дорабатывается, но все равно он потом встает ребром, и приходится эти вопросы решать.
– А может это стать причиной отказа в компенсации, вот у вас двор подтопило, но канавы-то нет?
– Это индивидуально нужно смотреть. Если вода стоит, урожай пропал, комиссия выезжает, смотрит.
– Уже по факту нужно смотреть?
– По факту, конечно.
– До какого времени вы можете принимать такте заявления? Срок какой-то тесть ограничивающий?
– Первая декада августа.
– И все?
– Потому что сейчас уже ЧС снято. Сейчас массово работают комиссии, которые фиксируют, потом будет актирование, факт гибели урожая, уже видно будет, что он пропал, и потом уже будут денежные выплаты.
– Какой прогноз? Потому что сейчас дожди-то не прекращаются.
– Есть у нас проект более детальный, который требует больших капиталовложений. Сейчас это на уровне областного, федерального правительства, прорабатывается, по защите наших населенных пунктов. Это Гродеково, Владимировка, Усть-Ивановка. По двум последним селам это глобальный – защитные сооружения. Вопрос стоит достаточно остро, открыт, поэтому, думаю, со временем будет отработано. Проект уже есть, проект прошел экспертизу. Тут вопрос стоит не только в защитном сооружении, но и берегоукреплении. У нас в районе Владимировки, Усть-Ивановки Зея очень сильно подмывает берег, поэтому этот вопрос нужно кардинальным образом решать. Ну, а вот такие небольшие превентивные мероприятия на местном уровне у нас и помимо Гродеково и по Владимировке дамбы сооружались. Работало и население активно, откликнулось, силы МЧС, спасатели работали, подрядные организации. То же самое по Усть-Ивановке, небольшое количество дамб было сделано. Работа также серьезная по Сергеевке была сделана, и местное население работало, фермерские организации. МЧС защитили село, считаю, что общими усилиями спасли, и без серьезных последствий обошлось.
– Благодарю за интервью. Сегодня в студии был Адаменко Сергей Владимирович, глава Благовещенского района. Мы говорили о том, как район справляется с последствиями чрезвычайной ситуации.
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2018/07/31/9048