18 сентября (по новому стилю 1 октября) 1913 года в Зее-Пристани вышел первый номер первой городской газеты «Голос тайги». Это издание распространялось не только в области, но и за её пределами. Так, объявления в газету принимались во всех отделениях Петербурга, Москвы, Варшавы, Вильно, Лодзи. Издавался «Голос тайги» вплоть до 1919 года. Затем новая власть заменила его «Таёжной правдой». К сожалению, эта новая газета просуществовала недолго.
1 октября 1919 года оперативный отдел областного военно-полевого коллектива разработал план разрушения железнодорожной линии, мостов, телеграфной связи. Каждому партизанскому отряду выделены особые участки.
В 1924-м на этот день в распоряжении губместхоза состояло: 4 действующих предприятия (табачная фабрика, лесопильный завод, механический завод «1-й Амурский металлист» и кожевенно-мыловаренный завод) и 4 бездействующих (механический завод Чепурина, кожевенный завод Благовещенского торгового товарищества), а остальные 13 предприятий (9 мельниц и 4 маслобойных завода) состояли в ведении уездных и волостных исполкомов. Также в губернии работала 1 565 приисков, где было занято 2 014 человек. Работы велись в основном ручным способом. Имелось всего 4 драги.
1 октября 1935 года областная комсомольская организация провела производственную мобилизацию 897 комсомольцев на строительство Комсомольска-на-Амуре, для работы в системе «Бурейшахтстрой», на железнодорожном транспорте, на спичечной фабрике «Искра», на лесозаготовках и лесосплаве.
В 1937-м в этот день был создан трест «Райчихуголь» (с 1954 года – комбинат «Дальвостуголь»).
Первого октября 1941 года приступили к занятиям 682 подразделения Всевобуча, где обучалось 24 021 человек.
55 лет назад, в 1955 году в этот день в Благовещенске организована городская больница № 3 в здании бывшей областной больницы по Почтамтскому (ныне имени Уралова) переулку.
В 1961-м в Благовещенске открылся общетехнический вечерний факультет Хабаровского политехнического института.
Первого октября 1966 года закрылась областная выставка достижений народного хозяйства, которую посетили 120 тысяч человек. В этот же день завод «Амурэлектроприбор» первым в области был переведён на новую систему планирования и экономического стимулирования производства.
42 года назад, 1 октября 1968 года впервые начались занятия в Благовещенском техникуме физической культуры.
1 октября 1974-го в поселок Тындинский на строительство БАМа прибыл ударный строительный отряд «Московский комсомолец».
В этот день в 1976 году благовещенский телецентр начал вести трансляцию передач по второй всесоюзной программе.
Спустя год, в 1976-м, в Зее открыт филиал областного краеведческого музея истории строительства Зейской ГЭС.
В первый день октября 1984 года на станции Куанда (север Читинской области) уложено «золотое» звено. Оно символизировало завершение строительства главного железнодорожного пути магистрали. На год раньше срока открыт путь рабочим поездам от железнодорожной станции Лена в Иркутской области до Комсомольска-на-Амуре.
Открытие это было показательным, можно сказать, для начальства, для галочки о выполнении плана в срок. На самом деле в истории строительства БАМа было две сбойки, две укладки «золотого» звена: первая – 29 сентября 1984 года, вторая – 1 октября этого же года. Об этом событии вспоминают: « 29 сентября 1984 г. на месте будущего разъезда Балбухта (участок Куанда-Чара) произошло знаменательное событие – бригады путеукладчиков под руководством Александра Бондаря (вела укладку с западной стороны) и Ивана Варшавского (с восточной) встретились в 16 часов 05 минут местного времени на берегу реки Сюльбан, у подножия Каларского хребта. Но можно встретить и другую дату, другое название.
Дело в том, что сбойка БАМа считалась событием политическим, пропагандистским. “ГлавБАМстроем” было дано торжественное обязательство открыть сквозное движение по магистрали к 7 ноября 1984 года. Тогда же запланирована и торжественная сбойка магистрали, которая должна была произойти 1 октября в Куанде – крупном строящемся поселке на севере Читинской области.
Успеть к этой дате было непросто. Темпы строительства, особенно на перевальных участках, оказались ниже расчётных. Пытаясь ускорить процесс сооружения Кодарского тоннеля, строители пошли на нарушения технологического процесса, что привело к крупному обвалу, приостановившему работы надолго. От тоннеля до Куанды оставалось около 80 км, на которых уже заканчивалась отсыпка насыпи, но укладывать рельсы было невозможно – путеукладчики остановились перед недостроенным тоннелем. В это время с западной стороны бригада А. Бондаря, побивая все рекорды, навёрстывая отставание восточных коллег, приближалась к Куанде.
Пока сооружали временный обход Кодарского тоннеля, пока автотехникой укладывали рельсовые плети, дни уходили. Западная бригада прошла Куанду – уже было понятно, что сбойка будет восточнее. Наконец 29 сентября в том месте, где планировалась постройка обычного, рядового разъезда Балбухта, путеукладчики уложили свои звенья вплотную друг к другу. Рельсы БАМа соединились.
Событие, которого ждали десятки тысяч строителей, произошло. Но на нем присутствовало не так много людей, почти не было начальства. План – есть план, и такое развитие событий шло вразрез с утверждённой программой. Поэтому в назначенный день, 1 октября, на построенной месяц назад станции Куанда были сняты два рельсовых звена, и после прибытия высокого начальства и партийных деятелей, торжественно уложены обратно. Об этом гремела вся страна – “БАМ построен”».
Источник новости: http://www.amur.info/news/2010/10/01/3.html