Ее мама, простая крестьянка с талантливой душой, знает много молитв, народных песен и плачей. Она никогда не пройдет мимо заезжих артистов, принесет целую сумку еды со словами: «Ешьте, у меня дочечка тоже артистка. На Дальнем Востоке работает, может, и ее кто покормит на вечных гастролях…»
Выпускница Минского института культуры нашла свою творческую судьбу в Амурском театре драмы через актёрскую биржу.
В сонный 1983 год выпускница Минского института культуры решилась ехать в Москву, искать неведомую театральную биржу. Один из ее преподавателей как-то обронил: «Аня, из вас может получиться артистка».
– Эта фраза засела у меня в голове, и я поехала в министерство культуры актерскую биржу искать, – улыбаясь, вспоминает Анна Радецкая.
В министерстве девушке пояснили, что актерская биржа будет не скоро, а для начала посоветовали посмотреть спектакли Амурского театра драмы, который в те дни гастролировал в Москве. Аня посмотрела спектакль, затем поговорила с главным режиссером театра.
После беседы дама-режиссер – а это была продолжатель идей Станиславского, одна из самых именитых режиссёров на амурской сцене Маргарита Богатырева – громогласно воскликнула: «Такие нам нужны!»
Первый хлеб
…Путь в артистки у Анны Радецкой был прост и тернист одновременно. Аня родилась в селе Отминово, что в Гродненской области Беларуси.
Мама играла на цимбалах и балалайке, отец был талантливым гармонистом.
– Детство было деревенским, полным труда и забот. Но я выросла в атмосфере любви. Меня любили родители, любили старшие братья. А это очень важно для ребенка, – говорит Анна.
Ее руки и сегодня помнят ряды моркови до самого горизонта, которые надо было спасать от сорняков. Еще она часто вязала бессчетные снопы кудлатого льна, помогая маме убирать заданную колхозом норму.
Ее мама, простая крестьянка с талантливой душой, знает много молитв, народных песен и плачей
В школу девочка бегала за несколько километров, в другое село. По дороге нужно было обязательно рассказать друзьям, какую книжку прочитала, какое стихотворение выучила наизусть.
– Я была худенькая и очень стеснительная, увлекалась поэзией и много читала художественной литературы, – говорит Анна.
Как-то с отцом поехали они в город, зашли там в гастроном, который работал в режиме самообслуживания. Отец сказал ей: «Иди возьми хлеб…» Девочка чуть не сгорела со стыда – как это можно самой взять хлеб? Она привыкла, что его всегда подавали продавцы.
Природное стеснение и некую деревенскую зажатость Аня всегда преодолевала и боролась с ней. Она часто побеждала на конкурсах художественной самодеятельности, лучше всех в школе читала стихи.
Сельскую школу окончила с золотой медалью и поехала поступать в Минский институт культуры.
– Почему институт культуры? Потому что я слово понимала и чувствовала, как ничто другое, – говорит она.
Жизнь с видом на Китай
В Минске Анне Радецкой все говорили, что Благовещенск – это БАМ, романтика, развалы дефицита в магазинах и вольные туманы, дремлющие на покатых сопках.
– А для меня самым важным в то время было название города. Благовещенск – я в этом слове слышала нечто неземное, – улыбается Анна.
Приграничный городок встретил ее неспешным вальсом осеннего листопада, было по-сентябрьски зябко, с прибрежного Амура тянул резкий ветерок.
Я никогда не буду биться или ненавидеть человека из-за роли или успеха
Ей дали комнату в благоустроенной двухкомнатной квартире, на седьмом этаже, ее окно выходило на соседний Китай. А театр располагался в нескольких сотнях метров от дома.
– Мне это казалось счастьем. Главное, что рядом с театром был переговорный пункт, и я могла без проблем звонить мамочке в Беларусь, – говорит Анна.
Театральная жизнь быстро стала неотъемлемой частью ее бытия. Она и сегодня убеждена, что театр – это совершенно особый, ни на что не похожий организм, в основе которого заложено братство.
– Зависть, ревность – это все есть, но не у меня. Я никогда не буду биться или ненавидеть человека из-за роли или успеха. Боже сохрани. В меня родители вложили другие ценности, за что я им безмерно благодарна, – говорит артистка Радецкая.
Ее жизнь в амурском театре звездной не назовешь. Анна никогда не была избалована большими и главными ролями. Так бывает.
– Понимаете, я высокая, и для меня нужен был высокий и красивый партнер моего возраста. А с этим не повезло. Актеры такого амплуа приходили и быстро уходили, или у них складывались творческие тандемы с другими актрисами, – честно говорит она.
Когда возникали творческие паузы, артистка Радецкая не впадала в депрессию, а брала в руки гитару и выступала с творческими вечерами. Поэзия любимых Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой и Анны Ахматовой стала составляющей частью ее естества.
– «Рукав завернулся, ночь терлась о локоть…» – какая дивная пастернаковская строчка, какой точный образ. Ну как можно не любить поэзию! – восклицает Анна.
На Амуре Анна встретила свою любовь. Владимир Жижин, талантливый и образованный киновед и сценарист, стал ее судьбой. У них родился сын Андрей. Их семейное счастье дошло до совершеннолетия и оборвалось.
– Мы прожили ровно восемнадцать лет, потом Володю у меня отняла тяжелая болезнь, – грустно вздыхает Анна.
Плод той настоящей любви – двухметровый красавец Андрей, с которым у Анны очень проникновенные, доверительные отношения.
Плацкарт до Белой Руси
Больше тридцати лет белоруска Радецкая живет и служит Мельпомене на берегу Амура, но каждый отпуск она проводит на родине, в Гродненской деревеньке Отминово:
– Были годы, наполненные нищетой, зарплата была копеечная, и ее регулярно не платили. Денег хватало только на полку в плацкартном вагоне. Я все равно садилась в поезд и ехала на родину. Это же святое.
У нее в Беларуси здравствует 85-летняя мама, живут братья, осталась могила отца.
– Там самая важная часть меня, которая называется мои корни, – говорит она.
Анна Радецкая училась в школе, где все уроки проходили на белорусском языке. Поэтому его она знает великолепно. Говорит, что с мамой разговаривает только на родном.
– Белорусский – язык моего сердца. Бывает, что кое-где могу ошибиться, редко говорю на мове, братья надо мной подшучивают по этому поводу. Но это только первую неделю отпуска. Потом все возвращается. Понимаете, в человеке самое крепкое – это корни, – мудро замечает она.
И осень жизни я встречу там, где живет сердце…
У нее дома показывает спутниковый канал белорусского телевидения, его она смотрит каждый день.
– Беларусь – это родина. И этим все сказано, – признается Анна.
Мы общались за несколько дней до начала отпуска артистки Радецкой. Впереди была генеральная репетиция, премьерный спектакль и билет на самолет до Минска. Анна говорила, что ее ждут полтора месяца настоящего счастья в отчем доме.
– Утром просыпаюсь, а в хате пахнет вкусностями, мамочка уже завтрак приготовила. И я снова себя чувствую маленькой девочкой, – улыбается Анна.
Ее мама, простая крестьянка с талантливой душой, знает много молитв, народных песен и плачей. Она никогда не может пройти мимо заезжих артистов. Обязательно принесет гастролерам целую сумку еды. Накормит со словами: «Ешьте, у меня дочечка – тоже артистка. На Дальнем Востоке России работает, может, и ее кто покормит на вечных гастролях…»
На прощанье Анна заметила, что с Благовещенском она сумела окончательно сродниться только лет десять назад.
– Я полюбила и приняла этот край и живущих здесь людей. Но сердце мое навсегда осталось в Беларуси. И осень жизни я встречу там, где живет сердце…
Мы простились. Она пошла легкой походкой, красивая, яркая, очень подвижная. Артистка. Впереди у нее была премьера на амурской сцене и долгожданный рейс домой.
Прямая речь
Татьяна Бедина, директор Амурского театра драмы, заслуженный работник культуры РФ:
– Анна Радецкая – очень ответственная, безмерно преданная делу актриса. Всегда доброжелательна, позитивна. В ней есть редкая природная мудрость и чистота. Парадокс для артистки – но она никогда не стремится к публичности и сиюминутной славе. Глубокая и внутренне собрана. Полагаю, это все в ней заложено в детстве. Ее воспитали совестливым и надежным человеком.
Фото Сергея Лазовского
Источник новости: http://www.amur.info/column/yaroshenko/7723