Тема: слухи о закрытии Амурского камерного хора
«Закат эпохи “Возрождения”». Именно такой заголовок появился на днях в городских СМИ. Новость о том, что Амурский камерный хор «Возрождение» находится на грани роспуска, шокировала многих. Насколько в воздухе пахнет грозой, скоро узнаем. В студии «Простых вопросов» – руководитель «Возрождения» Елена Беляева.
— Здравствуйте!
– Добрый день.
— Первый вопрос – по Марку Твену: слухи о смерти сильно преувеличены?
– Думаю, да, преувеличены. Наверное, это немножечко вопрос к журналистам, потому что, когда я давала это интервью, совершенно не думала о том, что оно произведёт эффект разорвавшейся бомбы.
— Произвело?
– Видимо, да. Звонки мне идут несколько дней, телефон буквально разрывается. Всех интересует один-единственный вопрос – правда это или нет. На самом деле ситуация в коллективе у нас давно критическая.
— Не первый год.
– Не первый год мы говорим об этом. О чём знают и администрация филармонии, в первую очередь, и министерство культуры и архивного дела Амурской области, и более того эта ситуация уже прорабатывается и в правительстве Амурской области. Я считаю, что на сегодняшний день это, наверное, задача высшей власти области – принять определённое решение. Мы действительно ждём положительного решения по поводу судьбы коллектива, его дальнейшего существования, развития, сохранения. Никто не говорит о том, что мы завтра закрываемся и всё, мы продаём билеты на предстоящие концерты.
— Артисты покидают коллектив из-за низкой зарплаты, а не творческих разногласий и репетиционной базы? Есть такая проблема?
– Конечно. Потому что подобного уровня коллективы есть во всех краях и областях нашей дорогой страны. В стране кризис наступил везде, а в культуре он давно цветёт пышным цветом. Подобные коллективы сохраняются только за счёт определённых грантов, субсидий, содержания. Я никого не удивлю, если скажу, что все большие симфонические оркестры Екатеринбурга, Москвы, Новосибирска находятся на дотациях. Хор Пятницкого и ансамбль Моисеева – это тоже дотационные коллективы.
— Было бы смешно, если бы хор Пятницкого подрабатывал на свадьбах для того, чтобы как-то выживать.
– Конечно. Поэтому сейчас нужно просто принимать какое-то решение – объективное, положительное, чтобы коллектив мог дальше развиваться. Мы проходили несколько стадий развития. Сначала это был женский коллектив. Когда возник вопрос, что срочно нужен мужской состав, он появился. Когда наступил предел, и люди больше не смогли в свободное от работы время ходить на любимый хор, в хоре появились зарплаты. Они символические. Сейчас наступил момент, что нам пора выбирать – либо мы оставляем людей, и они работают полностью в филармонии и больше нигде, занимаются только хоровым искусством. Понимаете, мы такой уникальный и универсальный коллектив – можем обслужить любой Дом культуры в Амурской области. Мы, когда были последний раз в Сковородине, давали концерт на сцене обычной средней школы. В городе Сковородино нет клуба уже много лет, никакой сцены. Когда мы были там на концерте, люди плакали, потому что уже много лет не слышали живых голосов, живой музыки. К ним туда никто не приезжает, мы готовы ехать куда угодно, но на это нужны финансы. Я не представляю, сколько должен стоить билет в деревне на концерт «Возрождения», чтобы концерт был рентабельным. Чтобы нам хватило на бензин, суточные, проживание и ещё и на зарплату артистам. Это смешно.
— Мы можем озвучить, о каких суммах идёт речь? Что это за сказочные зарплаты, от которых бегут люди?
– Среднестатистический артист хора получает зарплату три с половиной – четыре тысячи рублей.
— Зарплата сопоставима с пособием по безработице.
– Думаю, пособие даже немножко больше.
— Из вашего недавнего интервью: «В нынешнее время мы работаем практически за еду». Действительно ситуация SOS?
– Действительно. В большей степени это касается мужского состава. Потому что мужчина – это глава семьи, он должен кормить семью.
— Безусловно.
– Должен кормить детей. Поэтому, конечно, у нас остро стоит проблема с мужскими голосами. Приходит к нам мужчина, говорит, что хочет петь, и интересуется, сколько зарплата. Я ему говорю, на что он сразу разворачивается и уходит. Я могу позвонить в Санкт-Петербург или Москву, Новосибирск, попросить, чтобы прислали парочку выпускников – дирижёров-хоровиков. Они элементарно не поедут, потому что там найдут себе более достойную оплату своего труда. Естественно, сюда никто не поедет. Мы понимаем, что отток из хора происходит не только у нас, но и в целом по Дальнему Востоку. Думаю, это не только наша проблема. Другой вопрос – мы просто ждём решения.
— Ситуация в Амурской области обострилась с приходом экономического кризиса? У других подобных российских коллективов те же проблемы или у них по-другому?
– В Амурской области сложилась уникальная ситуация – у нас нет оркестра, даже камерного. Ни симфонического, ни камерного. Но у нас есть хор. Хора нет ни в Хабаровске, ни во Владивостоке, ни на Сахалине. Нет академического хора, который бы гастролировал, давал концерты, постоянно работал, не прекращая свою работу с советских времён. Нет таких коллективов. В Якутии только-только создаётся хор при филармонии. Поэтому, мне кажется, Амурская область может гордиться тем, что она сохранила этот коллектив до сих пор. Самое главное – не потерять его сегодня.
— Сказать, что помощи совсем нет и ждать неоткуда, было бы, наверное, неправильно?
– Конечно, нет.
— Есть, куда обращаться. К кому вы обращаетесь, что делается?
– Конечно, делается. Совместно с администрацией филармонии мы сначала обратились в министерство культуры. Потом совместно с министерством культуры было подготовлено обращение к губернатору. Знаю, что сейчас ведётся работа по изысканию средств, потому что действительно ситуация сложная, мы всё это прекрасно понимаем. Но мы находимся в этой ситуации не первый год, ситуация на самом деле критическая. Если на репетицию не приходят один-два человека, её можно не проводить. Работа ведётся. Насколько это возможно, думаю, этот вопрос будет решаться в 2017 году. Мне очень хочется надеться, что у нас всё-таки будет возможность работать с коллективом дальше. Мы не будем зависеть от того, что завтра кто-то может уйти и всё остановится.
— На репертуарном плане сразу отразится.
– Конечно. Репертуарную политику уже в принципе пришлось поменять, потому что какие-то большие полотна мы уже давно не поём. Поём что-то очень миниатюрное, хотя в принципе мы достаточно разножанровый коллектив, делаем программы на любой вкус. Допустим, кто-то хочет услышать духовную музыку, поэтому приходит на тематический концерт. Недавно нами была выпущена совершенно новая программа, посвящённая Году кино в России, мы поём песни из кинофильмов. У нас есть новогодняя программа, которая пользуется любовью зрителей, потому что это самая тёплая, самая светлая, самая добрая программа в нашем коллективе. В преддверии Нового года мы с удовольствием дарим эти новогодние песни своим зрителям, включая и рождественскую программу. У нас есть замечательный мужской ансамбль, который является любимцем публики, собирает залы своих поклонниц. Он тоже готовит новые произведения, постоянно что-то совершенствуя, ища новенькое. Мы не стоим на месте, мы работаем. Ежедневно приходим на репетиции, процесс идёт полным ходом. Главное, чтобы нам дали немножко топлива.
— Если топливо всё-таки найдётся, насколько легко и быстро можно вернуть артистов, которые вас покинули? Или сегодня это невозможно?
– На сегодняшний день этот вопрос остаётся без ответа. Нам бы сохранить то, что осталось. У меня в хоре есть 21 артист, новенькие, конечно, приходят. Но надо понимать, что человек, который вчера пришёл в коллектив, не может полноценно отработать концерт. Какой-то адаптационный период должен пройти. Как правило, это занимает год. Через год я могу сказать, насколько новые ребята влились в наш коллектив и насколько они конкурентоспособны. Сейчас наша задача – сохранить то, что осталось.
— Я искренне желаю вам сохранить то, что осталось, и не только сохранить, но и приумножить, выйти на те программы, о которых мечтается вне зависимости от денег – о больших полотнах.
– Спасибо.
— Спасибо, что вы сохраняете оптимизм и мыслите позитивно. Вас, дорогие друзья, приглашаю от имени Елены Беляевой на концерты и выступления, в том числе и в музей, и филармонию, и другие площадки. Приходите, это очень хороший коллектив, поверьте мне. Увидимся.
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2016/11/30/7024