![]() |
||||
|
||||
…Бурись, лунка, большая, не маленькая! 25 сантиметров в диаметре и метр в глубину, чтобы поместились все 9 килограммов аммонита. Такую взрывчатку используют, например, шахтёры. Вещество капризное; так, перевозить его можно только с определенной скоростью – чуть больше 40 километров в час. Всего «зааммонировали» почти 600 метров реки, пробили 30 лунок. Нужно торопиться, считают спасатели: «Пока можно подойти и взорвать лёд. Потом вода будет, забереги – поздно будет», – говорит спасатель областного поисково-спасательного отряда Николай Миусов.
Торопятся и потому, что весна может показать, кто где не взрывал. «По результатам многолетних наблюдений здесь образуются заторы, которые подтапливают наши населённые пункты, – рассказывает специалист МЧС Константин Струков. – Будет нагромождение льда. Воде окажется некуда уходить и она пойдёт в деревню».
Взрывы на Амуре гремят ежегодно. Каждый раз места традиционные, таких шесть. Все – возле населённых пунктов, где есть угроза наводнения весной. Ещё одна традиция – начинать с реки в районе Сергеевки. Дата 9 апреля установлена по согласованию с китайскими пограничниками. Берег Поднебесной всего в нескольких десятках метров; это незаметно, но китайские пограничники наверняка наблюдали за ходом работ. Согласовывать пришлось даже места, где лунки бурить. «Всё проводится по согласованию с пограничниками. Наша задача – не допустить нарушения границы сотрудниками МЧС. Вообще, при проведении рекогносцировки сотрудники ознакомлены с линией госграницы, поэтому нарушений нет», – уверен начальник шимановской погранслужбы Андрей Ермаков.
Наконец многочасовая подготовка закончена. Наступил момент снега и зрелищ. Не обошлось без накладки: сначала сработали только два устройства. Ещё 30 минут ушло на устранение проблемы; дальнейшие взрывы ликвидировали опасность заторов. Все недочёты учтут при дальнейших взрывных работах. Очередные взрывы на Амуре уже 12 марта прогремят возле села Ушаково Шимановского района. На все работы уйдёт 2,5 тонны взрывчатки. На воздух взлетят почти 5 миллионов рублей.
Сегодня три взрыва прогремели и на реке Томь в районе Белогорска. Там от последствий ледовых заторов защищают не населённые пункты, а мост. Существует вероятность, что ледовые заторы могут разрушить строение.
Во время таких взрывов страдает рыба. Через воду динамический удар передаётся живущим в воде организмам. Чем ближе к месту подрывных работ, тем сильнее отрицательное влияние. Караси, щуки, пескари и другие виды рыб гибнут. Доцент кафедры зоологии Благовещенского педагогического университета сравнивает эффект с излюбленным способом ловли рыбы браконьерами: «Оглушение. Погибает далеко не вся рыба, а только её часть, причём относительно небольшая. Остальная рыба медленно приходит в себя. Сильнее всего страдают не взрослые особи, а мальки. В весеннее же время мальков нет». Так что большого вреда рыбе подрывные работы нанести не должны, говорит эколог. Массовая гибель может быть, если производить взрывы над так называемыми зимовальными ямами, в которых в холодное время живут особи. Но, как правило, работы ведутся в основном русле рек, где таких ям нет.
Источник новости: http://www.amur.info/news/2010/04/09/25.html