Специальный репортаж: быть или не быть троллейбусам в Благовещенске

Троллейбусы не вернутся на улицы Благовещенска. Городские власти признались, что эпоха рогатого транспорта в областном центре Приамурья закончилась. Горожане по-разному восприняли эту новость, многие – с сожалением. Один из благовещенцев даже посвятил троллейбусам песню.

«На мой взгляд, то, что я в песне отразил, можно не спеша, неторопливо рассмотреть город, здания, красоты города. Навеялась такая песня, которая, наверное, у людей будет ассоциироваться и навевать ностальгию, такую хорошую нотку в душе об этом виде транспорта», – поделился автор и исполнитель Александр Викулов.

Троллейбусы в Благовещенске появились в 1979 году. Вопрос об их запуске решался на уровне страны. Благовещенск по количеству населения не подходил под этот вид транспорта. Но троллейбусы все же пошли.

«Конечно, было в диковинку – в первый раз троллейбусы. В Благовещенске вообще об этом не слыхивали. Все обычно на западе, в столице. В Благовещенске всем понравилось», – сказал горожанин.

«Я помню то время, когда их еще не было в городе, я была маленькой. Мы с дедушкой стояли около окна, он держал меня, чтобы я не выпала, и он говорил – вот скоро здесь пойдут троллейбусы. Я не знала, что такое троллейбус, мне казалось, что это что-то такое большое, какие-то животные, с Марса. И он говорил – у них большие рога, я представляла что-то такое неземное и очень современное», – поделилась благовещенка.

В 90-е годы троллейбусное управление переживало не лучшие времена. Но никого не сократили. А в 1997 году даже удалось погасить долги по зарплате. В 2005-м на электротранспорте проехалось пять миллионов пассажиров. Был свой ремонтный цех, покупали новые троллейбусы, росли зарплаты.

«Вообще, со своего сокращения, с 5 февраля, я здесь не была, вот пришла в первый раз. Очень свежо еще, пытаешься забыть, как поступили, что сделали с предприятием. Конечно, слезы душат», – сказала сотрудник троллейбусного управления (1996-2015 годы) Оксана Федякина.

Оксана Федякина пришла на предприятие в 22 года. Почти столько же, то есть полжизни, проработала в депо – сначала кондуктором, потом начальником службы движения. За то время, что Оксана работала здесь, у нее родился ребенок, она получила высшее образование, обрела друзей. Но в 2015-м ее должность сократили – после того, как она отправила письма властям города и даже президенту страны.

«У меня две такие внушительные папки – это все переписки наши с властями города. Все началось с реконструкции улицы Зейской. Но началось не в 2011-м, когда закрыли на ремонт. Началась переписка с 2004 года», – добавила Оксана Федякина.

Уже тогда сотрудники троллейбусного управления просили власти не убирать троллейбусы с улицы Зейской после реконструкции коллектора. Когда в 2013 году магистраль перекрыли, рогатый транспорт начал ходить по улице Горького. Пассажиропоток упал на 80 процентов. И такой маршрут планировали сделать постоянным. Сотрудники депо, узнав об этом, грозились выйти на пикет.

В конце 2013 года в Благовещенске появилась новая линия – троллейбусы вышли на Ленина. На установку новой контактной сети три года назад зачем-то потратили 12 миллионов рублей. «Мы готовы были терпеть только для того, чтобы выйти на улицу Ленина. Сейчас я думаю, что у нас будет все замечательно, все хорошо. Мы будем возить больше пассажиров», – говорила в 2013 году директор МП «Троллейбусное управление» Ольга Мастюгина.

Но дела не наладились, стало только хуже. Из-за долгов энергетики ограничили движение рогатого транспорта. Троллейбусы стояли без дела по несколько часов в день.

«Основная причина того, что предприятие стало хромать на обе ноги, финансово хромать, я имею ввиду – это все-таки закрытие улицы Зейской. Было обещано что по окончании реконструкции на улице Зейской коллектора движение на улице по маршруту 2К будет восстановлено. Однако ничего этого сделано не было по неизвестным причинам», – рассказывал в 2014 году другой директор МП «Троллейбусное управление» Леонид Жаровский.

«Очень много дублирующих маршрутов. Вот взять допустим ту же “четверку”, “двенадцатый” – они сейчас также стали транспортные карты применять, и у нас вообще практически народу нет, в основном на них ездят», – делился тогда же водитель троллейбуса Владимир Толстоухов.

«Троллейбусное управление мы обязательно выведем в полном объеме на нормальную экономическую ситуацию в рамках сегодняшнего бюджета!» – сказал в мае 2015 года заместитель мэра Благовещенска Андрей Донец.

«Люди уже говорят: когда вас наконец уже закроют? А мы говорим: а что, мы вам так надоели сильно?» – высказывался в июне 2015 года механик МП «Троллейбусное управление» Валерий Кленин.

С 8 июля 2016 года троллейбусы в Благовещенске не выходят на линию. Вместо этого по маршруту 2К пассажиров доставляют автобусы. Благовещенск стал первым городом на Дальнем Востоке и в Сибири, оставшимся без электрического транспорта. Многие горожане об этом историческом событии и не знали. Власти Благовещенска официальное заявление сделали только сейчас.

Время троллейбусов прошло, считают в администрации. Раньше рогатый транспорт увозил людей с переполненного железнодорожного вокзала. Многие торговые центры располагались на улице 50-летия Октября. Сейчас ТРЦ «Острова», «Перекресток», новые больницы и микрорайоны расположены не на пути следования троллейбусов.

В 2012 году электрический транспорт перевез 4,5 миллиона человек, в прошлом году – в три раза меньше.

«Мы посмотрели: за последние пять лет субсидирование этому предприятию из городского бюджета было более150 миллионов. И сегодня себестоимость проезда в троллейбусе 32 рубля, а оплачивают 21 рубль. Пассажиры сами выбирают, какому транспорту быть в городе. На первом месте – частный транспорт», – прокомментировала мэр Благовещенска Валентина Калита.

Люди ездят на своих машинах и автобусах. Будущее за транспортом на газе, считают в мэрии. Информацию о том, что администрация лоббирует интересы частных перевозчиков, мэр города не подтвердила.

«Коммерсанты должны были свои придумывать маршруты. Есть улица Пионерская, есть улица Шевченко. пожалуйста, делайте свои. Но они поехали так. Начальству и администрации виднее», – высказалась кондуктор троллейбуса (1996-2016 годы) Валентина Юдашева.

Валентина Юдашева рассказывает, что они были уверены, что после реконструкции перекрестка на Мухина троллейбусы вновь запустят. Но потом людям начали выдавать бумаги о переводе в автобусный парк. Некоторые переучились на водителей, другие пошли обычными рабочими в ГСТК, потеряв в зарплате, остальным пришлось уволиться.

Из более чем двухсот сотрудников троллейбусного управления, по информации мэрии, осталось 174. Сейчас власти пытаются решить их проблемы. Большинство переводят в ГСТК. Троллейбусное управление вошло в состав этого предприятия. Вместе с людьми туда передали помещения и землю. Вся территория – 27 тысяч квадратных метров. Отдали и 14 троллейбусов. Их дальнейшая судьба неизвестна. Скорее всего, благовещенский рогатый транспорт станет хабаровским.

«Еще даже сейчас не поздно, мне кажется, вернуть все назад. Самое дорогостоящее – это контактная линия, она еще находится в нормальном состоянии. Но, наверное, власти не заинтересованы», – отметила сотрудник троллейбусного управления (1996-2015 годы) Оксана Федякина.

«Возможно,еще даже вернутся. Я надеюсь, я верю, что у нас получится», – добавила бывший кондуктор Валентина Юдашева.

Жители Благовещенска по-разному восприняли новость об окончании эпохи троллейбусов. Мнения разделились.

«Да и бог с ним. Я никогда ими не пользовался. Плохо, конечно, плохо, что их не будет», – сказал пенсионер.

«Всю жизнь езжу на троллейбусах. Удобно. Народу нет, никто не толкается», – поделился мужчина.

«Мне все равно, я в них не езжу толком. Не по маршруту они мне», – отметил другой горожанин.

«Как-то в нем и спокойней, потому что это не частное, а государственное. И они возят дисциплинированней. Эти носятся, как угорелые», – добавила пенсионерка.

«Чище транспорт, чем вот этот. Мы стоим, задыхаемся на остановках», – поделилась другая благовещенка.

Источник новости: http://www.amur.info/news/2016/10/28/117362