“Простые вопросы”: Вера Верблян, Ольга Ланкина

Тема: ликвидация троллейбусов в Благовещенске

8 июля на улицы Благовещенска в последний раз вышли троллейбусы. Тогда прекращение работы объяснили реконструкцией перекрёстка Игнатьевское шоссе – Мухина, но на линию «рогатые машины» так и не вышли. Интернет облетели фотографии с разрезанными машинами. Что же делает сегодня коллектив? Коллектив – это четыре работника, которые каждый день сидят в актовом зале. Сегодня в студии два представителя от них – Вера Михайловна Верблян и Ольга Михайловна Ланкина, водители троллейбусов.

— Здравствуйте!

В. В., О. Л.: – Здравствуйте.

— Водители троллейбусов есть, а самих троллейбусов нет. Получается так?

О. Л.: – Да.

В. В.: – Глупо.

— Вы находитесь в отпуске?

В. В.: – Да, я в отпуске пока.

— Вы?

О. Л.: – Я сижу в актовом зале каждый день с восьми утра до пяти вечера.

— Как это сочетается с работой, что это за работа такая?

О. Л.: – Это называется простой, что составляет 2/3 от тарифной ставки. За месяц выходит около восьми тысяч рублей, если полностью сидим все время.

— Это такая зарплата будет?

О. Л.: – Да.

— А какая была?

О. Л.: – Была от 22-х до 25-ти тысяч, может быть, у кого-то больше – в зависимости от классности.

В. В.: – И стажа.

О. Л.: – У меня третий класс, 22 года стажа.

— Другую работу вам не предлагают?

О. Л.: – Предлагают, но она очень тяжёлая. Последний раз нам предложили работу за 13 700: два через два дня ходить проверять все микрорынки – и в дождь, и снег, и в жару, и в холод. Дают тысячу на проезд. Нужно проверять электричество в киосках, пожарную часть, следить, как работает дворник, собирать оплату с бабушек, то есть приходишь без ног.

— Как называется такая должность?

О. Л.: – Я даже не запомнила.

В. В.: – Скорее всего контролёр микрорынков.

— 8 июля – каким этот день был для вас?

О. Л.: – Для нас это был субботник.

— Что вы делали?

В. В.: – Мы убирали диспетчерскую, территорию. Нас остановили – троллейбусы, а смены должны же быть.

— Вас заняли работой.

В. В.: – Да, просто заняли работой. В понедельник, 11 июля, у нас было собрание, приходила администрация. Нам объяснили ситуацию, что в связи с реконструкцией дороги троллейбусы пока ходить не будут.

— Но потом будут?

О. Л.: – Да, потом будут.

В. В.: – Сказали, что дорогу сделают, и с первого октября троллейбусы должны пойти. Но так как осень была дождливая, нам сказали, что сроки немножко затягиваются, потому что дорожники не успевают делать. Поэтому, возможно, это будет к середине октября. Но троллейбусы пойдут, как нас уверяли.

— Какие причины вы видите? Почему всё это происходит? Очень интересное мнение выразил Леонид Геннадьевич Жаровский, вы много лет работаете на предприятии – он бывший директор троллейбусного управления, конечно же, знаете его. Он говорит, что всё началось с того, когда в мэрии транспорт подчинили управлению ЖКХ. А коммунальщики хотят копать дороги – больше и чаще. Осваивать бюджеты. И, если автобусные маршруты во время перекопов можно изменить, троллейбусы очень сильно мешают. Поэтому их решили ликвидировать. Как вы считаете?

О. Л.: – Я таких подробностей не знаю. Человек находится наверху, он знает такие вещи. Я, видя, что происходит на дороге, например, когда пошла тридцатка, мы сели в лужу, как говорится. Я считаю, что лоббируются интересы коммерческих автобусных перевозчиков.

— Вы сразу ощутили недостаток пассажиров?

В. В., О. Л.: – Конечно.

О. Л.: – Мы с ними бороться не можем: они едут впереди, маневренность у них выше. Тянут за собой, не дают ни обогнать, ни выйти на вторую полосу. Было сложно ездить вместе с ними. Я считаю, что интересы их – в администрации.

— Тогда, наверное, и заговорили об убытках предприятия?

О. Л.: – Конечно.

В. В.: – Так и получилось. По разработанному троллейбусному маршруту пустили автобусные. Номер 39 появился, номера 30, 33 – давно. Тридцатка ездила немножко по-другому, конкуренции не было, но, как начали цены поднимать на проезд, конкуренция была большая.

— Что тогда говорили в коллективе? Подозревали, что всё так будет – троллейбусы пойдут под нож?

В. В.: – Конечно, переживали. Во-первых, из-за того, что выручка упала. Кондуктора стали получать меньше, тревога появилась. Но никто не думал, что всё будет именно так – экстренно.

— Что происходит сейчас на территории предприятия? Теперь вы – подразделение ГСТК. Страшное фото с разрезанным троллейбусом. Что там за забором?

О. Л.: – За забором примерно 14 троллейбусов стоит.

В. В.: – Законсервированные.

О. Л.: – Они раньше были законсервированы, но происходила какая-то сверка документов, и сейчас они стоят открытые. То есть, заходи, кто хочешь, бери, что хочешь. На яме вся линия демонтирована. Была проверка на утечку тока, уже ничего не приспособлено для того, чтобы там мог проехать троллейбус.

В. В.: – В общем, ремонтная база для троллейбусов там полностью исчезла.

— Интересно, что в официальном ответе мэрии говорится, что администрацией Благовещенска не принималось решение об исключении троллейбусного маршрута.

В. В.: – Нам тоже об этом говорят. Но, получается, дорогу открыли – автобусы ездят, машины ездят, троллейбусов нет.

— Странна вот эта непоследовательность. Буквально несколько лет назад, года 3-4, все СМИ трубили о том, что город купил новый троллейбус, второй, пришли современные машины. И тут – вот такое. Мне, честно говоря, не очень понятно, почему такие резкие перемены.

О. Л.: – Мы сами не знаем.

— Коллектив перевели в состав ГСТК. Это была реорганизация. Предлагают новую работу, которую люди, наверное, не хотят, потому что маленькая зарплата. Что, думаете, будет дальше? Как вы сами будете себя вести?

О. Л.: – Мы ждём, что сократят наши ставки, думаем, что нас тоже сократят. К сожалению, не хотят, говорят – увольняйтесь.

— Почему не хотят сокращать?

О. Л.: – Потому что, наверное, финансовая составляющая имеет значение.

— Выплата выходного пособия.

О. Л.: – Да. Экономия средств. Они предлагают двадцать тысяч при обоюдном соглашении, но мы хотим, что бы всё было по закону, как и положено.

— Профессия у вас, конечно, уникальная. Где найти работу водителя троллейбуса? Естественно, её нет.

О. Л.: – Конечно.

— У вас есть письма. Вы писали, пишите и продолжаете бороться за своё дело.

О. Л.: – Пока боремся.

— Что и кому пишите?

О. Л.: – Например, мы обращались непосредственно к Банину.

— Директору ГСТК.

О. Л.: – Нам сказали, что, когда с первого октября откроется движение, вам будут платить не 2/3 от оклада, а 2/3 от средней заработной платы. Мы задали вопрос, но нам, к сожалению, ответили, что платить будут точно так же. Потому что, видимо, это не вина работодателя, а вина администрации. Затем мы обращались к Тягло Андрею Владимировичу, хотели понять, будет ли восстановлена троллейбусная линия. Месяц нужно ждать.

— Ответа ещё нет.

О. Л.: – Да. Мы подали заявление 14 октября. Отправили письмо Калите Валентине Сергеевне 19 октября. Ждём ответа.

— Вы обращались в трудовую инспекцию?

В. В.: – В трудовой инспекции нам говорят, что нужен официальный документ, на основании чего троллейбусы в городе не ходят. У нас его нет, и никто нам его не даёт, и мы не знаем, где его взять.

— Троллейбусы были одним из любимых видов транспорта Благовещенска, потому что это абсолютно экологически чистый вид общественного транспорта. Плюс была некая романтика и столичность нашего Благовещенска.

В. В.: – Уверенность была, потому что салон большой, нет возможности, как в «микриках», упасть при резком торможении. Немножко безопасность была.

О. Л.: – У нас и собак перевозили, и двухместные коляски, и велосипеды, и мальчишки на площадь ездили. Ехать было свободно и удобно. Привёз велосипед, спешился, а потом обратно. Как сейчас? В эти узкие автобусы? Они такие некомфортные, так неудобно.

В. В.: – Мамочки с коляской никак не зайдут.

О. Л.: – Жалуются, слышали.

— У нас в студии были Вера Михайловна Верблян и Ольга Михайловна Ланкина, водители троллейбусов, которые не ходят по Благовещенску. Троллейбусного управления по сути уже нет. Мы говорили о том, что происходит с коллективом. До свидания.

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2016/10/27/6914