«Храм не работает по техническим причинам». Это объявление висит на дверях главного и пока единственного храма Зеи уже неделю. Ворота Свято-Никольского закрыты, сюда пускают только прихожан, «особо приближенных» к бывшему настоятелю храма, отцу Владимиру, и только по особым случаям. Таким, как, например, отпевание усопших. Процессию возглавляет сам отец Владимир Коротков. В декабре 2009 года он написал прошение в епархию с просьбой, если переводить на мирской лад, уволить его по собственному желанию. Просил, правда, оставить за ним право служить на дому. Первую просьбу иерея удовлетворили, вторую нет.
Из указа, который пришел из Благовещенской епархии, ясно: к бывшему священнослужителю есть серьезные претензии. «Иерей Владимир Коротков уверенно заявлял с церковного амвона, что святейший патриарх Кирилл – еретик и миллиардер, неправильно наживший богатство», – приводит пример другой зейский священнослужитель, отец Павел. Критиковать высшего сановника Русской Православной церкви, по церковным канонам, недопустимо, объясняет отец Павел. Он начал строить новый храм, при монастыре, что в нескольких километрах от города. А пока ведет службы в небольшой внутридомовой церкви. Многие горожане начали ездить сюда на службы, образовалась незримая конкуренция. Говорят, из-за этого отец Владимир бывал с «предателями» очень груб, называл обновленцами. «Пойдешь на исповедь, а он говорит: “Ты уж определись – туда или сюда?” – говорит прихожанка Валентина Лой. – Я говорю: “Батюшка, я могу и туда и сюда. Когда удобно, туда езжу, когда нет возможности – сюда”. Он говорит: нет! Нужно отделиться! Нужно определиться!..»
Одни определились, другие так и не поняли, зачем им это. Ведь вера-то одна – православная. В городе говорят, что между прихожанами периодически возникали конфликты, а однажды они достигли апогея: драки прямо в храме. Кто-то из прихожан поднял руку на духовника монастыря отца Павла. Якобы он пришел в храм забрать святыню – мощи. Сам отец это отрицает: «Никто не приходил туда забирать святыни. Мы пришли в храм из-за того, что там надо будет навести церковный порядок».
Святыня, впрочем, всё равно пропала. Где она сейчас, неясно, но после инцидента возле храма начали дежурить милиционеры. «На сегодняшний день задача милиции и наша роль в этой сложившейся сложной ситуации, которую мы не беремся оценивать, в том, чтобы обеспечить охрану общественного порядка на территории церкви», – рапортует заместитель начальника Зейского ОВД Руслан Абзалов.
Мнения горожан о личности отца Владимира и его деятельности в храме разделились. Вот что говорят простые прохожие: «Цены на свечи очень большие, на крещение, на всё такое. Одно это отталкивает народ», «Я считаю, что это не наше дело – вмешиваться. Батюшка один, а нас сколько? 30 тысяч». А о закрытом храме стали говорить всякое. Так, по словам Валентины Лой, «когда мы подходили, видели, как бывший отец Владимир на машине последнее, что можно, вывозил, какие-то стройматериалы. Библиотека шикарная была, но, говорят, сейчас пусто. Те, кто там бывал, говорят: всё пусто, всё вывезли. И тамошние люди говорят: будем стоять до последней капли крови – никого туда не пустим».
Прихожане – сторонники отца Владимира общаться с прессой категорически отказались: не даёт благословения. Сам отец от «официального» общения с прессой тоже отказывается, неформально же сообщает: хочет остаться настоятелем храма, сторонников у него много. Все вместе они заняли выжидательную позицию. Выносить церковные проблемы на мирской суд он не собирается. Между тем противоречия между прихожанами становятся всё глубже. Муниципальные власти стараются держать ситуацию на контроле, но мирить стороны не могут: не имеют права. Церковь ведь отделена от государства, пожимает плечами мэр Раиса Чёрная: «У нас нет никаких полномочий управлять верой».
Официальная позиция Благовещенского епархиального управления – пока ждать. В своих ответах прихожанам епархия признавала проблемы, существующие в Зее, и возлагала надежду на Господа. Цитата из письма, поступившего от секретаря управления протоиерея Олега Волочая: «В ходе беседы (архиепископа Гавриила и отца Владимира) священник рассказал Владыке о своих скорбях, на что архиерей по-отечески сказал, что не оставит его в его духовных скорбях и телесных немощах. К сожалению, отец Владимир по-своему интерпретировал слова Владыки и уже с амвона всем вам возвестил о том, что якобы правящий архиерей во всём его поддерживает, в том числе и в упорном его нежелании молиться за Святейшего Патриарха Кирилла.
(…) Факты, изложенные в вашем письме, утвердили правящего архиерея в выводе, что духовное заболевание священника Владимира Короткова продолжает прогрессировать. Следуя принципам духовной икономии (милости), Его Высокопреосвященство Архиепископ Благовещенский и Тындинский Гавриил, молитвенно желая мира пастырям и пасомым города Зеи, надеется, что по вашим молитвам Господь вразумит отца Владимира и наставит его на путь покаяния.
Пока же священник Владимир Коротков упорствует в своих заблуждениях, каждый из прихожан Свято-Никольского храма города Зеи имеет полное право духовно окормляться в Богородично-Албазинском Свято-Никольском женском монастыре».
Мир там, где Бог, говорят и те, и другие прихожане. Только понятие мира у них разное. Пока свечку за здравие или за упокой горожанам можно поставить только за городом, в недостроенном новом храме. Основной же храм «закрыт по техническим причинам».
Источник новости: http://www.amur.info/news/2010/02/08/27.html