Школьные учебники стараются идти в ногу со временем

     
увеличить
 
«  1/2  »
 
Министерство образования России предложило школам 1 470 учебников, предоставив учителям самим решать, по каким материалам они будут заниматься с школьниками. Амурские педагоги отдают предпочтение учебникам издательства «Просвещение» и отмечают, что содержание книг год от года меняется как с точки зрения технологий, так и с точки зрения политики.

Минобразования утвердило перечни учебников для российских школ на 2010-2011 учебный год. Всего списков четыре – два из них рекомендованы к использованию в обычных школах, еще два списка подобраны для коррекционных школ. В перечни попали только те учебники, которые утвердила комиссия экспертов Российской академии наук, академии образования и других научных организаций.

Учебники растут вместе с учениками и разные поколения школьников учатся по разным поколениям изданий. Благовещенские второклашки Никита и Данил Неплюевы учат английский язык с удовольствием. По крайней мере, именно для этого и предназначен их учебник. Книга так и называется – enjoy english. С неменьшим удовольствием издатели предлагают освоить и другие предметы школьной программы. Современное образование диктует свои простые истины: ученье теперь не только свет, но и цвет. «Есть интересные задачи. Нарисован, допустим, петушок. Например, если будет ответ “шесть”, значит, закрашиваем участок рисунка красным цветом. Другая цифра – соответственно, красим другим цветом. Так нужно закрасить всего петушка, а потом узнать правильное решение», – рассказывает Алевтина Неплюева. Для тех, кто постарше, математика тоже старается быть интересной. Так, скучные задачи про пункт А и Б становятся задачами про самый выгодный тариф для мобильного телефона.

В кабинете математики школы № 4 есть и менее модные учебники, которые преподаватели хранят для себя. Учить по ним все еще можно, а вот учиться уже нельзя. «Программа меняется, расширяется, – говорит учитель математики Людмила Троян. – Допустим, сейчас мы во всех параллелях вводим элементы комбинаторики и изучаем комбинаторику. А когда я училась, производную, дифференциал и интеграл мы изучали только в институте». Если учебники математики меняются под программу, то учебники истории меняются под современность. Педагог Светлана Марова может назвать как минимум три разных поколения школьных книг: советские, когда акцент делали на личностях вождей; перестроечные, когда авторы активно выражали свою позицию и современные учебники, которые, по мнению учителей, призваны заставить школьников думать самостоятельно. Похожая история произошла и с литературой. «В “Поднятой целине” есть глава о раскулачивании кулаков. Мы и раньше их изучали, но внимание акцентировали на одном подтексте. Сегодня мы видим совершенно другой аспект», – поясняет Валентина Леликова, учитель русского языка и литературы.

Жизнь учебников коротка – не больше четырех лет. Быстро меняющиеся стандарты и программы без труда превращают их в макулатуру. Правда, в учебниках разных лет всегда останутся «вечные» темы. В биологии, например, учениками обязательно изучается теория эволюции Чарльза Дарвина. А про теорию эволюции самого учебника вряд ли где-то написано. Для этого, наверное, потребовалось бы издать отдельную книгу. И можно не сомневаться: рано или поздно с ней бы тоже произошли изменения.

 

Источник новости: http://www.amur.info/news/2010/02/05/37.html